Рождение новой многополярности: что символизирует визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву

Рождение новой многополярности

Состоявшийся в начале этой недели трехдневный визит в Россию недавно переизбранного на третий срок Председателя КНР Си Цзиньпина не принес неожиданностей. Наоборот, он стал символическим подтверждением уже сложившихся и весьма явно обозначившихся раскладов в международной политике, а также послал ряд сигналов мировым лидерам, выступив в роли знаменитого папского Urbi et orbi («К граду и миру» — особо важное послание понтифика).

Символ дружбы и поддержки

Символизм, во‑первых, заключался в том, что это первый зарубежный визит китайского руководителя после утверждения его в должности. Подобные визиты обычно совершаются к своему ближайшему другу и союзнику, и по поводу дружеских отношений Китая и России сегодня сомнений нет ни у кого.

Во‑вторых, накануне посещения Москвы Си Цзиньпином в отношении российского Президента Владимира Путина была предпринята международная провокация скорее информационного, нежели какого‑либо практического свойства: Международный уголовный суд в Гааге выписал ордер на арест главы российского государства под надуманным предлогом совершения якобы военного преступления на территории Украины, выразившегося будто бы в депортации детей на территорию Российской Федерации. Медийный шум, поднятый западными СМИ по этому поводу, должен был представить политического руководителя России в качестве парии, отверженного, международного преступника и монстра, покусившегося на хрупкие детские судьбы. Ну кто же будет с таким водиться?!
Однако глава КНР своим визитом перечеркнул всякие инсинуации на данный счет, подчеркнув свое уважение к российскому лидеру как представителю суверенного и равного государства, а заодно продемонстрировав ничтожность западных институтов, претендующих на установление собственных исключительных правил в мире.
Ну и, разумеется, символическими стали подписанные между Россией и Китаем итоговые документы и содержащиеся в них положения о «всестороннем стратегическом партнерстве» и нахождении на «верной стороне истории» в период вступления в «новую эпоху».

Новая эпоха — эпоха равенства и мира!

Под новой эпохой обе стороны понимают такое мировое устройство, которое должно быть основано на многополярности, уважении прав и интересов всех сторон международного политического процесса, сохранении «ооноцентричности» (то есть строгом соблюдении целей, норм и принципов международных отношений, изложенных в Уставе ООН), демократизации международных отношений, основанных на реальном международном праве, одинаковом для всех стран, а не только для избранных «гегемонов».
В этом плане показательным являются недавно озвученные Китаем предложения по мирному урегулированию конфликта в Украине. Пекин, пытаясь быть беспристрастным, предложил 12 пунктов, при помощи которых на основе уважения суверенитета и территориальной целостности всех стран можно было бы заключить перемирие, остановить военные действия и возобновить прямой диалог между Москвой и Киевом.
Российская сторона восприняла китайские инициативы с пониманием и заявила о том, что данное стремление к мирному урегулированию конфликта соотносится с ее собственным подходом. В то же время США в лице госсекретаря Энтони Блинкена высказались резко против каких‑либо мирных переговоров в текущей ситуации, продемонстрировав свое истинное отношение к проблеме, которое заключается в стремлении к продолжению и дальнейшей эскалации военных действий.

Кстати, в этом же русле западной прессой даются и оценки усилиям Китая по мирному урегулированию на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива. Почему‑то возобновление дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном, достигнутое при посредничестве Пекина, было воспринято не как радостное решение застарелой проблемы, приближающее мир в регионе, а лишь как досадное разрушение многолетнего доминирования США на Ближнем Востоке!
Неудивительно, что при таких подходах взаимодействие Китая и России становится неизбежным. Страны «спина к спине» вынуждены защищать собственные национальные и групповые региональные интересы. 
Сотрудничество на площадках ШОС и БРИКС, сопряжение Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс — один путь», борьба за отмену несправедливых односторонних экономических и политических санкций, противодействие агрессивным действиям НАТО на западе и AUKUS на востоке — вот те направления защиты суверенитета, территориальной целостности и безопасности, по которым это взаимодействие развивается.

Экономика — основа основ

Ключевым аспектом в общей политике всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия становится экономическое сотрудничество, о чем неоднократно говорилось в ходе визита высокого китайского гостя в Москву.
Объемы взаимной торговли между КНР и Российской Федерацией за прошлый год выросли почти на 30 процентов и достигли 190 миллиардов долларов.
Владимир Путин при этом обмолвился, что планку в 200 миллиардов страны могут установить уже в текущем году, а не в следующем, как планировалось. Российские углеводороды (трубопроводный и сжиженный газ, нефть, уголь) в рекордных объемах поступают в Китай, компенсируя потерю западных рынков. Развивается взаимодействие в сфере атомной энергетики. КНР в свою очередь нарастила поставки в Россию грузовых автомобилей, экскаваторов и погрузчиков, резиновых шин, насосов и компрессоров, других товаров, импорт которых из США и ЕС подвергся санкционным ограничениям. Активно функционируют при этом созданные транспортные коридоры, развивается логистика.

Весьма важным пунктом сотрудничества стало достижение договоренностей о переходе на расчеты в национальных валютах.
За юань, кстати, Россия сможет торговать не только с Китаем, но и с целым рядом азиатских и африканских государств, имеющих тесные торгово‑экономические отношения с Поднебесной! Между прочим, и Беларусь выступает за подобные схемы расчетов, которые позволяют обходить финансовые санкции Запада и отключение ряда банков от системы SWIFT.
В гуманитарной и научной сферах страны расширяют научные обмены, увеличивают сотрудничество в сфере образования с целью обеспечения технологического лидерства и развития наукоемких производств, замещая ограничиваемые Западом технологии.

В целом визит Си Цзиньпина продемонстрировал, что новый полюс политической силы и экономического влияния, альтернативный США и коллективному Западу, уже фактически сформировался и приступил к активному переустройству международных отношений на более справедливой основе.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter