Сдавая кровь, Раиса Анищенко избавилась от давления, а Наталья Шевкунова от болей в сердце, но главная мотивация — спасение жизни других людей

Рождена для донорства

В переводе с латинского «донор» означает «дарить». Подарить силы, здоровье, а в некоторых случаях, как с антиковидной плазмой, даже жизнь. В Гомельском областном центре трансфузиологии около 25—28 тысяч донаций в год, в месяц — около 2 тысяч доноров. Это количество варьируется в зависимости от потребности организаций здравоохранения. И некоторые пациенты, ставшие раз и навсегда на благородный путь, не мыслят себя без «кровного пожертвования» и регулярно, по надобности, как только их кровь или плазма успевают восстановиться, снова спешат сделать нуждающимся подарок.

ГОМЕЛЬЧАНКА Раиса Анищенко сдает кровь с 1992 года и девять лет как почетный донор. По стечению обстоятельств даже ее день рождения приходится на 14 июня — как раз на День донора. Раису Владимировну приобщила к доброму и полезному делу коллега, сказала, что это поможет избавиться от повышенного давления. К тому же у 20-летней Раисы часто болела голова и шла из носа кровь.

— Попробовала, и действительно помогло, —
вспоминает ощущения 28-летней давности Раиса. — Буквально с первых дней после процедуры стала гораздо лучше себя чувствовать: давление не поднимается, голова не болит… Потом был вынужденный перерыв. Вышла замуж, родила двоих детей, после вернулась к благородному делу. Единственное — стала сдавать плазму. Это компонент крови, который быстро восстанавливается, а кровь при этом разжижается. Тоже стала чувствовать себя намного здоровее.

Сейчас Раисе Анищенко 48 лет, большую часть жизни она донор. Если начинала, чтобы поправить собственное здоровье, то потом без этой процедуры не смогла жить. Ощущает обновление организма, но главный мотив — причастность к спасению других жизней:

— Как только звонят с просьбой приехать на станцию переливания — бросаю все и мчусь, раз срочно вызывают — значит, это кому-то нужно. Однажды сдавала плазму для спасения новорожденного, это было необыкновенное чувство.

Плазму Раиса Владимировна сдает в среднем раз в месяц, а то и каждые две недели, в зависимости от потребности. Сейчас эта потребность выросла, можно сказать, в геометрической прогрессии. Дело в том, что Раиса Анищенко переболела коронавирусной инфекцией и в ее крови обнаружены антитела, которые теперь для многих заразившихся могут стать своеобразным спасительным эликсиром.

— Уже сдавала антиковидную плазму, планирую еще. Пусть переливают людям, чтобы те выздоравливали и так же легко переносили эту инфекцию, как и я сама. Честно сказать, переболела и даже не успела испугаться. Все началось с незначительного повышения температуры, пропила курс антибиотиков и противовирусных препаратов, ничто не предвещало пневмонию, которую выявил флюорограф. Тест на COVID-19, впрочем, показал отрицательный результат. И все же насторожила, во-первых, пневмония, которой у меня никогда не было, а во-вторых, ее бессимптомное течение, что для этого заболевания не совсем характерно. Сообщила о своих сомнениях, не перенесла ли коронавирусную инфекцию, в центр трансфузиологии, и экспресс-тест действительно подтвердил наличие антител. Так что переболела и даже не заметила, но главное, не заразила близких, — делится личным опытом Раиса Анищенко.

Работает она помощником мастера на швейной фабрике «8 Марта», к благородному делу донорства приобщила и некоторых коллег. Поддерживает семья, помогать другим хочет и сын, который сейчас служит в армии. Раиса Владимировна живет обычной размеренной жизнью, регулярно проходит медосмотры, всегда в курсе всех показателей анализов и, если что-то меняется — сразу обращает внимание. Но на здоровье, слава богу, жаловаться не приходится, давление в норме.

— Обхожусь без таблеток от давления и даже не знаю, как они называются. Сразу после процедуры, когда вместе с кровью забираются микроэлементы, которые обновляются позже, чувствую себя хорошо, ощущаю легкость. Когда занялась донорством на постоянной основе, а не от случая к случаю, начала за собой следить, принимаю витамины, если дождливо и холодно — иммунал. Стараюсь не заболеть даже простудным заболеванием, потому что очередная донация возможна только через месяц после закрытия больничного и сдачи анализов. Плюс ко всему слежу за полноценным питанием. Хотя оно и обычное, но чаще стараюсь есть печень, пить гранатовый сок — именно эти продукты способствуют восстановлению крови. За два-три дня перед процедурой строго запрещены драники, жареная картошка, но, по сути, вызвать на кроводачу могут в любое время, поэтому от жирного практически отказалась, ведь жирную плазму утилизируют, — посвящает в подробности Раиса Анищенко.


Доноров поддерживает государство. В день сдачи они освобождаются от работы, причем с сохранением среднего заработка, который оплачивает центр трансфузиологии. К тому же дается дополнительный день, который можно использовать по своему усмотрению: взять в качестве выходного или присовокупить к отпуску. У Раисы Владимировны, к примеру, получается практически еще один дополнительный оплачиваемый отпуск. Также свой отдых почетные доноры вправе планировать в любое время года, к будущей пенсии им полагается доплата, а в кассах за билетом пройдут без очереди. Чтобы стать почетным, понадобится 40 донаций крови или 90 плазмы, но для альтруистов, готовых делиться частичкой себя, это далеко не рекорд.

НА благородный путь встала и жительница Ветки Наталья Шевкунова. Желание, признается, появилось давно, но были маленькими дети, да и как-то не доходили руки. Однако год назад решилась. Во-первых, все в деталях об этом разузнала, прошла медкомиссию. Первый раз получилось все довольно спонтанно. Приехала в Гомельский центр трансфузиологии уточнить, собраны ли все справки.

— А меня огорошили, что могу идти сдавать. За год дважды делилась кровью и дважды плазмой, —
говорит Наталья.

У тридцатилетней женщины двое деток, они тоже гордятся мамой и часто расспрашивают, каково это — спасать другие жизни. Сейчас в пору непростой эпидемиологической обстановки плазма Натальи особенно ценна, потому что в ней есть антитела к COVID-19.

— Не знаю, к несчастью или к собственному спокойствию, но я переболела коронавирусной инфекцией. Заподозрила неладное по повышенной температуре, ухудшилось самочувствие, а я работаю в гимназии, где в таком состоянии находиться категорически запрещается. Сразу же обратилась к врачам, тест на коронавирус показал положительный результат, — вспоминает Наталья Шевкунова.

Больше всего волновалась за семью, детей, а потом, столкнувшись в больнице с коллегами по несчастью, приободрилась. Не заметила ничего устрашающего, о чем пишут в интернете. По сей день успокаивает родственников, которые, заподозрив какие-нибудь симптомы, советуются: новый ли это вирус?

— Пережила как простудное заболевание. Но больше всего порадовал муж с детишками: переживала, как он с ними в изоляции справится. А он проявил свои лучшие качества, сделал даже больше, чем ожидалось. Дети хорошо усвоили школьную программу, которой обучал их папа, — воодушевлена Наталья.

После выздоровления у нее приближалась очередная донация, но по телефону объяснила специалистам о недавней болезни… А потом вспомнила, что много читала о плазме и о том, что пациенты в ней нуждаются, поэтому предложила трансфузиологам проверить ее на антитела.

— Они у меня и в самом деле выработались, и вот уже дважды сдавала лечебную плазму. Ощущение спасения жизней меня не покидает, дает очень большую мотивацию, — делится сокровенным Наталья. — Перед донацией в центр трансфузиологии еду с большой радостью, особенно когда узнала, что есть возможность помочь антителами, еще во время лечения в больнице прожужжала всем уши.

В течение этого года, когда стала делиться своей кровью, Наталья в прекрасной физической форме. Раньше частенько болело сердце, приходилось пить таблетки, сейчас эта проблема потеряла актуальность.

— После первого забора крови чувствовала небольшое головокружение, снизился гемоглобин. Посоветовали надежный и действенный способ его повысить — бурачковый сок. Для себя выделила это средство, и за четыре дня перед процедурой начинаю его пить. Всей семьей натираем бурачок, выжимаем. Хоть и утомительная работа, зато полезно! Перед донацией никакого жирного, молочного, алкоголя и орехов. Готова принять ограничения, лишь бы моя кровь пригодилась людям.

ЦИФРЫ

В Беларуси на 15 июня выздоровели и выписаны 30 420 пациентов, у которых ранее был подтвержден диагноз COVID-19.

Зарегистрировано 54 680 человек с положительным тестом на COVID-19. Всего проведено 749 917 тестов.

За весь период распространения инфекции на территории страны умерли 312 пациентов с рядом хронических заболеваний с выявленной коронавирусной инфекцией.

basikirskaya@sb.by

Фото из личного архива Раисы АНИЩЕНКО и Натальи ШЕВКУНОВОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter