Инна и Владимир Лёли из Ушачского района вместе с каждым приемным ребенком меняются и сами

Рожают одни мамы, а воспитывают другие

Утро Инны Лёли из Ильюшино Ушачского района всегда начинается одинаково: воду в кастрюле — на плиту и — в сарай доить корову. Пока подоила — вода закипела, можно крупу засыпать. Каша варится — значит  есть время отцедить молоко. Когда ты многодетная мама, каждая минута расписана. А если ты к тому же живешь в деревне, то и подавно: корова,  огород, сад… Без своего хозяйства не обойдешься.


Когда большая семья Владимира и Инны ЛЁЛЕЙ собирается вместе, в доме шумно, зато
весело.


ВЛАДИМИР и Инна Лёли сами из многодетных семей. У родителей Владимира пятеро детей, у Инниных — шестеро. Своих Бог им дал троих. Но со временем семья приросла приемными. В «лихие» 90-е годы после третьего декретного отпуска Инна, воспитатель по образованию, на работу в детский сад не вернулась — пошла вместе с сестрами на ферму доить коров. Времена были тяжелые, надо было мужу помогать поднимать большую семью. Но через несколько лет врачи запретили Инне работать на ферме, и тогда к ней обратилась социальный педагог: не хочет ли помочь детям-сиротам? Никто не приукрашивал действительность, рассказывали честно: и что сложно будет, и что ответственность большая. Думали, сомневались, переживали — и все-таки решились. Вот уже 11 лет, как Владимир и Инна — приемные родители. 

Первым пришел в семью Денис, уже подростком, а после девятого класса поступил в строительный колледж в Полоцке. Денис и родной Виктор — ровесники. Им сейчас по 24 года. Старшей родной дочери Виктории 25 лет, младшему Алексею — 21. Все примерно ровесники, погодки. Через год взяли Вику, получилось в семье две Вики. Сейчас она учится в Витебске в колледже легкой промышленности. 

Когда решили принять первого приемного ребенка, посоветовались с родными детьми. Они, к удивлению родителей, быстро согласились. Показывали приемным пример, учили всему, что знали и умели сами: обрабатывать огород, убирать в квартире. Но вскоре появилась и ревность — как без этого? Родители тогда объяснили, что приемным детям уделяют больше внимания, потому что их многому надо научить, многое объяснить, многое рассказать. Инна не скрывает, что было тяжело:

— Каждый ребенок со своим характером, своим прошлым. Надо понять, принять таким, какой есть, всему научить. Но зато как приятно, когда получаешь результат. 

Пригодилось Инне и педагогическое образование. В Витебск с мужем ездят на курсы для приемных родителей. Есть возможность задать вопросы педагогам, психологам. «В общении с другими родителями понимаешь, что ты не один, что в каждой семье есть трудности», — делится Инна. Муж, механизатор, ей большой помощник, зимой времени семье посвящает больше. Летом всегда в поле. 

— Приемный родитель не только ребенка должен воспитывать, менять, но и себя тоже, — продолжает многодетная мама. — Я и передач много смотрю, и литературу разнообразную читаю, газеты выписываю, в методическом объединении приемных родителей состою. Помогает мудрыми советами социальный педагог Надежда Сергеевна Гродская. Кстати, Надежда Сергеевна в свое время учила и меня, и моих старших детей.

Сейчас в семье Лёлей воспитываются три девочки. Все местные, из приюта. Девятиклассница Маша и две родные сестренки: Диане в январе исполнилось 7 лет, готовится идти в первый класс, Саше в мае будет 6. 

Марии идет 15-й год. Она из большой семьи, поэтому приглядеть за младшими для нее не составляет проблем. А учеба дается не всегда. Но если постарается, все сделает и выучит. Решила после школы пойти на маляра-штукатура. Владимир и Инна поддерживают: хорошая профессия, всегда кусок хлеба будет. К тому же в Новополоцке живет ее старшая сестра, она замужем и обещала помочь. «Если не лениться, можно в жизни добиться многого» — учат родители Машу, а заодно и младших девочек. 

Диана и Саша свою биологическую семью не помнят. Пока они жили в доме родителей, старшая Диана, хоть и сама была крохой, опекала младшую Сашу. Кормила, жалела, старалась заменить маму. Но потом маму лишили родительских прав, и девочек разлучили: старшую отправили в приют, а младшую в областной детский дом, потому что ей не было еще трех лет. 

За полгода в приюте Диана отвыкла от младшей сестры. Инна и Владимир сначала забрали ее и только через некоторое время отправились за Сашей. Так что когда Сашу  привезли, она, приревновав, даже оттолкнула сестричку. Но когда услышала, что это ее Саша, начала вспоминать. И буквально через неделю стала, как и прежде, заботливой старшей сестрой. Диана и Саша — две противоположности. Диана ласковая, самостоятельная и способная: сама читает не только детские книжки, но и газеты, журналы. Старательная, аккуратная. Саша — вечный двигатель и пропеллер, уже видно, что будет пробивная в жизни. Сообразительная, с хорошей памятью. Моментально запоминает стихи, а потом их декламирует. Объединяет девочек любовь ко всему яркому и блестящему. И родители стараются их наряжать, покупать яркую, красивую одежду. В раннем детстве их жизнь отнюдь не была веселой, почему же сейчас не вернуть сестрам радость?


ПРЕЖНИЕ семьи не вспоминают о детях. Приемные родители считают, что так лучше. Немало знают они примеров, когда биологические родители не собираются становиться на путь исправления, но постоянно при этом напоминают о себе детям и их новым родителям не лучшим образом: то пьяные слезы, то, опять же, пьяный скандал... 

Был и у них похожий опыт. Викина родная мама устроилась работать в местное хозяйство. И Вика часто видела ее на улице, бежала за ней, звала. Но та никак не реагировала — будто и не слышала вовсе. А потом вдруг «вспомнила» о дочери, пообещала, мол, приду к тебе, куплю подарков. Но так и не пришла. А для ребенка — горе. Но эта, с позволения сказать, мама, быстро исчезла с горизонта…

Саша и Диана вообще не помнят своих родителей. Только однажды спросили: почему нет фотографий, где они маленькие, как Глеб, внук Инны и Владимира, сын Виктории. Что сказать? Конечно, правду, что есть такие дети, которых рожают одни мамы, а воспитывают другие. И девочек это вполне устроило. 

А вообще, для младших главный авторитет в семье — папа. Прошлым летом Саша увидела папу на комбайне и с тех пор решила, что обязательно станет комбайнером: «Ты пойдешь на пенсию, а я тебя заменю!» Так что смена растет. Профессия-то почетная, хотя и нелегкая. Но Владимир иного мнения: «Работать мамой — еще почетнее и труднее!» 

И правда: на самом видном месте в зале не только фотографии семейного экипажа Владимира и Алексея Лёлей на комбайне (Владимир один из передовых механизаторов ОАО «Ильюшинский», а в 2011 году назван Человеком года Витебщины), но и награды Инны. Одна из самых почетных — премия Туснолобовой-Марченко 2012 года. Так что детям в этой семье есть с кого пример брать.

…СЕМЬ лет назад большая семья Лёлей въехала в новый просторный дом — спасибо хозяйству, ОАО «Ильюшинский». За это время обжились: построили сараи для скотины, другие подсобные помещения, посадили сад: есть из чего компоты катать да варенье на зиму варить. Когда вся семья собирается вместе, в доме движение, как в Москве, шутят родители. Частенько к ним заглядывают взрослые дети, привозят внука. Или они все вместе, со старшими и младшими, сами отправляются в гости. И скучать им некогда. «Как бы мы жили, если бы младших не было?» — иногда задумается Инна. «Отдыхали бы!» — шутит Владимир. Но всем понятно, что это только шутка: ни Владимир, ни Инна не мыслят свой дом без детского смеха.

bolshakova@sb.by

Фото из архива семьи ЛЁЛЕЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter