Рожать — не строить

Недавно звонит мне молодая женщина, представляется Инной и задает вопрос: «Не подскажете, как реально получить новую квартиру многодетной семье?» Наверное, говорю, стать на очередь, начать долевое строительство с использованием льготного кредита, продать старую квартиру, если она есть, использовать эти деньги на погашение кредита. Это я без подробностей, если подходить схематично, порядок действий озвучила, используя свои скудные знания. «Думаете, это реально?» — спросила Инна. «А вы считаете, нет?» — ответила я вопросом на вопрос.

— Есть много нюансов, — сообщила мне Инна и предложила: — Хотите поговорить об этом? Ведь наверняка многие столкнутся с трудностями. А консультацию получить совершенно негде. Никто ничего не знает.

— Как это никто? А местные власти?

— Мы стоим в очереди с 10 августа прошлого года. И с этого времени я пытаюсь выяснить, как успеть построить квартиру хотя бы к тому времени, когда старшая дочь станет совершеннолетней. У нас ведь так может случиться: задумают хорошее дело, а воплощение его в жизнь растянется на многие годы. К тому времени у меня будет уже не трое несовершеннолетних детей, а двое. Опять рожать? И опять становиться на очередь? Где гарантия, что к тому времени средний ребенок не подрастет?

— А что за нюансы мешают сделать все без проблем?

— Смотрите какая ситуация. Прошлой осенью Президент подписал указ о дополнительных мерах по оказанию помощи семьям, имеющим трех и более детей. Насколько я понимаю, местным органам поручено обеспечить составление отдельных списков многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на внеочередное получение льготных кредитов. Нам должны предоставить финансовую помощь в погашении задолженностей по кредиту в зависимости от количества несовершеннолетних детей. На троих это 30 процентов от суммы задолженности, на четверых — 50 процентов, на пятерых и более — 100. Государственная поддержка осуществляется из расчета стоимости 20 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Помощь будет предоставляться в виде льготных кредитов в размере 95 процентов стоимости нормируемого размера общей площади жилого помещения сроком на 40 лет под 5 процентов годовых в виде одноразовых безвозмездных субсидий в размере 5 процентов оставшейся площади данного норматива. Все пока понятно.

Теперь берем конкретный случай: моя семья с тремя детьми нуждается в улучшении жилищных условий. Есть собственная квартира общей площадью 50 квадратных метров. Я позвонила в свой исполком и спросила: что делать, чтобы начать долевое строительство? Кто принимает решение о предоставлении льготного кредита — горисполком или банк? Или вот еще один момент. Семье из 5 человек положено 100 квадратных метров общей площади. А как я могу построить квартиру в 100 метров, если для этого нужно продать нашу двухкомнатную? Во–первых, органы опеки не позволят нам это сделать, а во–вторых, семье нужно где–то жить во время строительства! Так вот, задаю все эти вопросы, а мне говорят: «Не можем — не наша компетенция». Вот такие нюансы.

После разговора с Инной я позвонила во Фрунзенский райисполком Минска с целью проверить ее слова. Мне посоветовали перезвонить по другому номеру. И любезно этот номер дали. Я перезвонила. Там мне тоже сказали перезвонить и тоже дали номер. Потом дали еще один номер, по которому мне сказали звонить в горисполком в управление комитета строительства и жилищной политики Николаю Владимировичу Кому. Мне вся эта цепочка стала доступна потому, что я представилась по полной программе. Когда я звонила под видом мамочки, мне ответили то же, что и Инне на самом начальном этапе.

Николай Владимирович Ком выслушал все, что я ему рассказала, намекнул, что вообще–то у него прием граждан и чуть было не предложил звонить дальше — председателю комитета, который, я надеюсь, завершает цепочку. Но когда я озвучила «нюансы», начальник управления все же трубку не положил. Мы обсудили проблему достаточно подробно, я едва успевала записывать ссылки на документы и статьи Гражданского и Жилищного кодексов, решения сессии Минского горсовета и положение о порядке предоставления льготных кредитов гражданам. По поводу продажи квартиры, оказывается, вопрос решаем. Если жилье уже какое–то есть, то его стоимость просто вычитается из предполагаемого кредита, если гражданин дает обязательство о его продаже и направлении полученных средств (не ниже оценочной стоимости) на досрочное погашение кредита. Причем если гражданин продаст свое жилье по рыночной цене, то в счет кредита он обязуется вернуть именно оценочную сумму. «Вилка» останется ему, как и жилье на время строительства. Словом, нюансы небезнадежны. Вот только кто станет их рассматривать в каждом конкретном случае, если местные чиновники некомпетентны? Наверное, нужно хотя бы объявление повесить в исполкомах, где четко и ясно будет расписан механизм подачи заявлений, куда обращаться за кредитом, каковы перспективы и кто поможет с консультацией в случаях, когда это нужно.

Это правильно — решать демографическую проблему, всемерно и поступательно улучшая жилищные условия многодетных граждан. Но когда они обращаются в компетентные органы, им отвечают: «Не все так просто, господа: рожать — не строить».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter