Что происходит на отечественном автомобильном рынке

Розетка на дорожку

Минувший год для многих сфер стал испытанием на прочность: коронавирус, рост курсов валют, увеличение кредитных ставок на покупку авто. Однако продажи новых машин держались на приемлемом уровне, а ввоз бэушной техники поддерживался указом о льготной растаможке. Чего ожидать в этом году?

Фото Ольги Александровой

Кредиты вывезут

Каждый пятый новый автомобиль из проданных в 2020 году в Беларуси был произведен на отечественном предприятии, доля которого на местном авторынке возросла с 10 до 20 %. Как считает директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский, если удастся сохранить и еще увеличить долю отечественных автомобилей на рынке, значит, курс на авторазвитие выбран правильный. Несмотря на то что экономика в целом и показатели предприятий в частности находятся под серьезным влиянием вызовов, обусловленных пандемией коронавируса, правильно выстроенная стратегия предприятия позволила добиться довольно высокого результата. А вызовы беспрецедентны: серьезно лихорадит рынок автокомпонентов и комплектующих, что негативно сказывается на конечной себестоимости продукции.

По данным Белорусской автомобильной ассоциации, минувший год отмечен 20-процентным снижением рынка по сравнению с 2019-м. В результате периодических скачков продажи то падали, то постепенно поднимались. После прихода первой волны коронавируса были опасения, что рынок рухнет на 30—50 %. Но в итоге произошла определенная перестройка поведения дилеров и клиентов, что позволило выйти по результатам года на объем продаж около 53 тысяч новых автомобилей с учетом коммерческих. В ассоциации уверены: одной из причин снижения продаж было ухудшение условий кредитования. Но в случае достаточной ликвидности банков и лизинговых компаний снижение было бы не столь ощутимым. 

Если строить прогнозы на 2021-й, то лучшим результатом будет сохранение итогов минувшего года, считают эксперты. А негативное развитие событий — это дальнейшее снижение рынка на 10 % и установление объемов продаж новых авто в пределах 45—46 тысяч штук. Пока нет предпосылок и для отмены Указа № 140, который позволяет некоторым категориям граждан уплачивать лишь 50 % таможенной пошлины.


Надежда на отложенный спрос

Начало прошлого года было достаточно типичным по продажам и заключению новых договоров. Автомобили предоставлялись на комиссионную реализацию и неплохо сбывались, вспоминает Владимир Шмарловский, директор одного из столичных автосалонов. Но в марте по сравнению с февралем продажи упали на 35 %, что было следствием первой волны пандемии. Апрель продемонстрировал дальнейший понижающий тренд. Однако в то же время количество заключенных договоров комиссии не снизилось. Это говорит о том, что продавцов было больше, чем покупателей. В мае же спрос поднялся, а июль вообще побил все рекорды, но дальше — сплошное разочарование вплоть до декабря. 

Как отметил Владимир Шмарловский, кредитные продажи в автосалоне — это почти 50 % от общего числа договоров, а основную часть реализации в 2020 году составляли автомобили со средней стоимостью около 7000—8000 долларов. Покупатели стали отдавать предпочтение экономичным автомобилям «в возрасте» в среднем 3—5 лет. Дизельные универсалы типа VW Passat и премиум-сегмент старше 10 лет уже не так востребованы, как еще несколько лет назад, но определенный интерес к ним все же поддерживается до сих пор. В целом рынок бэушных машин значительно помолодел за последние годы и, надо признать, стал более цивилизованным. Это выражается в росте числа не только дилерских, но и специализированных торговых площадок. А авторынки в традиционном для нас понимании постепенно сходят с дистанции, оставляя все меньше шансов мошенникам и серым схемам.

По словам Владимира Шмарловского, строить конкретные планы по продажам в этом году очень сложно. Важно, чтобы кредитование не только возобновилось, но и было доступным для основной массы граждан. 

Сегодня ситуация в целом непростая. Дилеры и игроки на вторичном рынке все-таки надеются на отложенный спрос. Понятно: покупатели сейчас взяли паузу. Как считает большинство экспертов, автомобиль давно перестал быть средством долгосрочных финансовых вложений, поэтому в случае необходимости в нем долго раздумывать не стоит — выбрал и купил. Тем более что для снижения цен предпосылок пока не просматривается.


Амперы против литров

По информации сети электрозаправочных станций Malanka, в Беларуси на конец года насчитывалось 1600 электромобилей. На формирование белорусского рынка авто на электротяге решающее значение оказало обнуление пошлины и НДС. Это стало причиной фактически взрывного спроса на перспективные во всех отношениях машины. Начиная с весны прошлого года продажи постоянно увеличивались, и только осенью можно было отметить определенный спад. Активным катализатором спроса послужило также и снижение цен на электромобили в США. Знаменитые Tesla стали более доступными — их можно купить от 20 тысяч долларов, а такие, как Chevrolet Bolt, идут еще дешевле. Подобные модели имеют запас хода 300—400 километров на одной зарядке, составляя уже довольно серьезную конкуренцию автомобилям с традиционными двигателями внутреннего сгорания.

Несмотря на все сложности и неопределенности на рынке, планы в области электромобилей на 2021 год довольно позитивные. Сложно что-то представить в цифрах, но то, что рост продаж продолжится, не вызывает никаких сомнений. Как считает директор компании по производству зарядных станций для электрокаров Григорий Саргсян, электромобили стремительно становятся более конкурентоспособными благодаря постоянному совершенствованию их эксплуатационных данных, в особенности важнейшего агрегата — тяговой батареи. В связи с повышением ее емкости запас хода электромобилей растет, и 500 километров — уже норма для «заряженных» модификаций. Более того, некоторые производители планируют выпустить в свет модели с автономностью хода в 1000 километров. Представляете, что ожидает уже в недалеком будущем автомобили с ДВС? Нулевые ставки пошлины и НДС для электромобилей действуют до конца 2021 года. Но, по мнению Григория Саргсяна, чтобы продолжить успешное развитие рынка электромобилей в Беларуси, необходимо их продлевать. Благодаря этому все останутся только на выигрышных позициях.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter