Владельцу электрокара в Могилеве негде заряжать свой автомобиль

Розетка для водителя

Презентация белорусского электромобиля стала топ–новостью уходящей недели. Протестировавший новинку лично, вице–премьер Владимир Семашко дал лестную оценку: «Автомобиль динамичный, разгоняется хорошо. Разницы я не почувствовал: что едешь на Audi А8, что на этом электромобиле». Ученые заявили о намерении разработать еще и свой супераккумулятор для электрокаров. А «Белоруснефть» открыла сразу две зарядные станции — в Гомеле и Гродно.

Фото БелТА

Развитие сервиса по зарядке машин на батарейках — сейчас крайне актуальное направление. Мировой тренд — электромобили — для нашей страны все еще диковинка. Потенциальных покупателей пугает отсутствие зарядных станций и перспектива заглохнуть где–то в пути. И хотя плюсы таких машин не объедешь (не вредят окружающей среде, затраты на их обслуживание минимальны), их владельцы пока чувствуют себя в стороне от общего транспортного потока. Зарядные станции для электромобилей есть не везде — в Минске (несколько), Гомеле, Витебске и Гродно. В Витебске, например, такую заправку этой весной установило ОАО «Витязь». И чтобы привлечь внимание к новому виду транспорта, автолюбителей там до конца года пообещали заправлять бесплатно. Только в ведении «Белоруснефти» 7 заправок: в Минске, Гомеле, Гродно, Оршанском, Ошмянском и Воложинском районах. Еще 7 зарядных станций (4 в Минске) «Белоруснефть» планирует открыть до конца года и около 40 — к 2020–му. Развивать сеть электрических зарядных станций обещает и Минтранс. Заместитель начальника главного управления автомобильных дорог министерства Сергей Леончик озвучил планы строительства около 20 инновационных заправок — на трассах и в областных центрах. А к 2020 году их сеть увеличится до 500.
Илья Малюк: «Официально в Могилеве зарядить электромобиль негде»
Фото Ольги Кисляк

К сожалению, пока не исключены и курьезы, подобные тому, который произошел с владельцем «Ниссана» Ильей Малюком в Могилеве.

...Симпатичный «Ниссан» притормаживает у поворота. С виду ничего необычного, но таких машин в Могилеве — единицы. А их владельцам, как первопроходцам, приходится терпеливо преодолевать трудности. Главная — электрокары негде зарядить. Специальные станции в Могилеве только в проекте.

Владелец «Ниссана» предлагает мне «эх, прокатиться» на машине будущего. Я, конечно, соглашаюсь. Об автомобилях, питающихся не бензином, соляркой или газом, а электричеством, наслышана. Но хочется, что называется, изучить прелести и проблемы «изнутри». В салоне «Ниссана» уютно и несколько непривычно. Заводим мотор (если так можно выразиться), и автомобильчик бесшумно разгоняется, резво набирая обороты. Никаких вибраций, шумов, гула. Только на светящейся панельной «шильдочке» появляется предупреждение: «Батарея заряжена на 20 процентов!» Прямо как на современном айфоне.

— Прикольно! — выдаю первое, что приходит на ум. А в ответ слышу: именно это слово чаще всего говорят те, кто впервые садится в электрокар. Их восхищает тишина хода машины, устойчивость, а главное, что она заряжается, как обычный мобильник, от розетки. Но если живешь не в частном доме, то с этим возникает проблема. Илье, поселившемуся на пятом этаже, выбрасывать каждый раз из окна 50–метровый удлинитель, цепляющийся за чужие карнизы, чтобы подпитать свою «ласточку», — неудобно и рискованно. Ведь чтобы заправить ее основательно, надо часов 6. Не будешь же все это время торчать во дворе у машины... Малюк, купивший «Ниссан» месяц назад, таких проблем с питанием не предвидел:

— На специализированных станциях ее можно заправить за каких–то минут 20! В Могилеве обещали открыть. Но пока нет.

Новая зарядная станция для электромобилей открылась в Гомеле
Фото БелТА
Пытаясь зарядить электрокар, подъехали к нескольким барам и обычным заправкам. Но всякий раз на мой вопрос, можно ли «прикурить» от их розетки, тамошние работники лишь головой качали. Дескать, мобильник — пожалуйста, а машину — не дадим. Срабатывал стереотип: счетчик при зарядке машины будет крутиться как бешеный, кто нам после и по какому тарифу за электроэнергию заплатит? По той же причине Илья, работающий преподавателем в Могилевском архитектурно–строительном колледже, не может заряжать свой автомобиль по месту работы. Не то чтобы ему не разрешали, а все–таки глядят с подозрением...

Между тем одной полной зарядки хватает всего на 140 — 160 километров пробега. А дальше проблему нужно решать снова. Илья долго не мудрствовал и вывел розетку во двор собственного дома, под балкон. Выбрал место, где можно пристроить щиток, который не мешал бы никому из соседей и пошел по инстанциям... Общество с дополнительной ответственностью «ЖилКонтакт», «Энергонадзор», «Могилевэнерго», управление архитектуры Могилевского горисполкома... В ответах — их у него целая стопка — множество советов. Организация, обслуживающая дом, в котором у Ильи квартира, техусловия для установки на фасаде дома розетки выдала. А филиал «Энергонадзор» это решение отменил, объяснив, что по нормативам выводить розетку на улицу запрещено и ОДО «ЖилКонтакт» нарушило законодательство. Впоследствии выяснилось: чтобы Малюк смог заряжать автомобиль у собственного дома, для начала надо разработать проект, а до этого взять письменное разрешение на установку розетки на фасаде от всех жильцов дома (если хоть кто–то будет против, а в доме около 150 квартир, дело не сдвинется с мертвой точки). После ему придется получить земельный участок под парковочное место, на котором он и сможет «реализовать проект строительства зарядной станции»! В какую сумму это обойдется Малюку, никто и не подсчитывал. А она, конечно, «выскочит» приличная.

Да и времени, чтобы все согласовать — разработать — подписать, понадобится уйма.

Что же делать с машиной? Поставить на прикол и забыть? «Игрушка» не из дешевых — Илье ее привезли из США, и обошлась она почти в 15 тысяч долларов. В «Могилевэнерго» хозяину подсказали: могилевское общество с дополнительной ответственностью «Стрим», специализирующееся на разработке и производстве электрооборудования, имеет специальную станцию для зарядки электромобилей. В «Стриме» Илья уже несколько раз и заряжался. Главный конструктор ОДО Алексей Ефремов не скрывает:

— У меня тоже электрокар, и я «кормлю» его на работе. Еще двое могилевчан, живущих в частном секторе, с зарядкой проблем не испытывают. А для таких, как Малюк, это — проблема. Поэтому мы вошли в его положение, позволили пару раз «подпитаться» у нас бесплатно. Но официально не можем предоставлять такие услуги, у нас даже нет тарифов. Сейчас прорабатываем этот вопрос, разослали письма в «Могилевэнерго» и Министерство энергетики, ждем ответа... Понятно, что на согласование и на то, чтобы запустить услугу, понадобятся время, проекты, деньги...

Хочется задать вопрос: нельзя ли как–то упростить бумажную волокиту на пути электрокара на белорусский рынок? Ведь инфраструктура и сервис для авто — первейшее дело.

оlgak53@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter