Что рассказал о подвиге белоруски Елены Стемпковской пораженный ее мужеством немецкий солдат

«Роза» с сердцем Данко

Сразу после кровопролитных боев на Дону о героизме Елены Стемпковской, оставшейся одной во вражеском окружении, в полголоса рассказывали немецкие солдаты. О стойкости патриотки знали местные жители, хоронившие ее изуродованное палачами тело. Но чем дальше откатывался фронт, тем больше рождалось версий о мужественном поступке девушки: то в критический момент она вызвала огонь артиллерии на себя, то ценой своей жизни спасла командира…

Елена Стемпковская.
Примерно через месяц на советскую сторону перешел немецкий солдат-антифашист. И рассказал: он, невольный свидетель допросов пленной девушки-радистки, был поражен ее неимоверной стойкостью, выдержкой. История всех потрясла и изумила. Но тогда, летом сорок второго, наши войска с тяжелыми боями отступали, не было возможности проверить, зафиксировать сообщение перебежчика…

Когда отгремели орудийные раскаты, развеялся пороховой дым войны, ветераны 216-го стрелкового полка 76-й дивизии, не забывавшие о подвиге своей энергичной жизнерадостной радистки, начали ходатайствовать перед командованием: подвиг их однополчанки не должен «утонуть» в потоке легенд и домыслов! И после тщательного расследования в Москву был отправлен документ:

«Наградной лист

Представление к награде.
…Елена Стемпковская в первые дни войны, бросив учебу в институте, пошла добровольно на фронт, и вскоре о ней услышали как о бесстрашном и смелом бойце-радисте. Она поддерживала бесперебойную связь со штабом полка в самые трудные моменты боя.

В августе 1942 года во время тяжелейших боев на Дону подразделение, где служила Стемпковская, попало в окружение. Несколько дней горстка советских бойцов отражала бесчисленные атаки гитлеровцев. Связь со штабом полка не прерывалась ни на минуту. Несмотря на тяжелую обстановку, радист Стемпковская работала не покладая рук. Но вот немцам удалось прорваться к командному пункту батальона. Они заметили девушку и бросились к ней. Комсомолка не растерялась, она взяла винтовку и стала в упор расстреливать гитлеровцев. Убила троих, но остальные нахлынули сразу и схватили ее.

Девушку подвергли мученическим пыткам, добиваясь выдачи военных секретов. Они беспрерывно били ее, вырывали волосы, водили по селу и гнусно издевались. Но ничто не вынудило Стемпковскую выдать тайну. Озверелые гитлеровцы отрубили ей кисти рук… Комсомолка умерла страшной смертью, но до конца осталась верной военной присяге.

За свой благородный подвиг вполне достойна присвоения звания Героя Советского Союза…»

В июне 1946 года Президиум Верховного Совета СССР восстановил справедливость: Елене Стемпковской было присвоено высокое звание Героя Страны Советов…

По следам героизма

Когда еще жили свидетели тех кровавых событий, московский писатель Л.Н. Соловейчик — Соловьев начал собирать материалы о подвиге младшего сержанта Стемпковской. Обратился в архивы. Нашел однополчан Елены, которые в один голос утверждали: от никогда не унывающей радистки с позывным «Роза» командование полка исправно получало информацию даже в самых критических ситуациях. Много интересного рассказали местные жители, свидетели тех событий. И писатель обрисовал контуры трагического боя…

Под давлением превосходящих сил гитлеровцев возле донского села Зимовенька наш батальон вынужден был оставить позиции. Роте лейтенанта Киреева, в которой оставалось 16 бойцов, приказали прикрыть отступление. Атака накатывалась за атакой… И вскоре в окопах остались трое: командир, полит­рук Черный и радистка. Замертво падает Киреев. Навстречу танку с гранатой в руке поднимается Черный. С разорванной гусеницей танк завертелся на месте, взрывной волной политрука бросило в траншею, присыпало землей. Елена осталась одна. Отстреливалась до последнего патрона… И до последнего вздоха оставалась верной воинской ­присяге.

Памятник героине в Узбекистане.
Книга «Девушка в серой шинели» имела огромную популярность в стране. Случайно она попала в руки Трофиму Черному. Оказывается, бывший политрук чудом остался жив. Сильно контуженный, он смог все же выбраться из-под земли. Его обнаружили немцы, собиравшие после боя трупы своих солдат. После войны ветеран старался забыть все унижения и муки плена. Но, прочитав о своей радистке, Черный немедленно поехал в Москву к писателю. И в новом издании книги были внесены его поправки, уточнения.

Читатели могли узнать много интересного из прошлого героини. Что родилась она в деревне Мазурщина нынешнего Солигорского района. Что ее отец Константин Максимович пользовался особым авторитетом: за тысячи километров от дома защищал героический Порт-Артур, в годы гражданской войны на разных фронтах сражался с белогвардейцами. И возвращаясь домой, говорил детям: нет ничего дороже и краше родного края…

В конце 1930-х годов, когда Елена окончила 7 классов, семья переехала в Узбекистан, где потребовались руки для развития хлопководства. После занятий вместе с одноклассниками девушка работала на плантациях. Поступила в Ташкентский педагогический институт. Когда началась война, комсомолка Стемпковская сразу же попросилась на фронт. И уже в июне начала заниматься на курсах радиотелеграфистов. Исполнительная, сообразительная, она быстро заслужила сержантское звание. В январе сорок второго в составе стрелкового батальона отправилась на Юго-Западный фронт, где и совершила свой подвиг.

Сердце Данко

Но готовилась к подвигу Елена всю свою небольшую жизнь. Любовь к Родине, патриотизм не были для комсомолки красивыми словами. В Солигорском краеведческом музее хранятся письма, которые Елена писала родным в те грозные дни...

«Здравствуйте, мои милые папочка, мамочка и Леник!

Движемся на запад. Уничтожаем на своем пути завоевателей проклятых, «весенних» фрицев и гадов. Сегодня иду на самую передовую линию давать радиосвязь. Заменяю геройски погибших товарищей. Заверяю вас, мои дорогие, что даже в самую тяжелую минуту не струшу…

Если не будете долго получать от меня писем, то это значит, что нет возможности писать или же просто нет времени. Пишите почаще и не беспокойтесь. Еще встретимся и, конечно, в 1942 году будем вместе. Верьте в счастливое будущее.

Крепко-крепко целую вас, мои милые. Читая это письмо, думайте, что я рядом с вами.

Остаюсь крепка, здорова, ваша дочь Лена».

В одном из последних треугольников родные Елены Стемпковской прочитали:

«…я уже не робкая девчонка, а боевая… Счастлива, что нахожусь на передовой и, как могу, защищаю Родину.

Мне часто вспоминается рассказ Горького о герое Данко. Он вырвал свое сердце из груди, и заблудившиеся люди смогли найти дорогу в темном лесу. Если бы я смогла осветить своим сердцем дзоты врага, когда наши бойцы идут ночью в атаку, я поступила бы, как Данко…»

И в критический момент Елена не дрогнула…

Елена Стемпковская навечно зачислена в списки студентов Ташкентского государственного педагогического института. На здании учебного заведения, а также в Солигорском районе установлены мемориальные доски. Ее имя носят школы в кишлаке Баяут-1, Ташкенте, техническое училище Волгограда.

На месте гибели Елены, в Шебекинском районе Белго­род­ской области, в честь радистки возведен монумент. По многолетней традиции накануне Дня Победы участники местного клуба радиолюбителей «Эфир» собираются недалеко от памятника и в полевых условиях ведут в честь Елены сеансы связи со многими государствами и континентами. И каждый раз позывной «Радио Победа. Елена Стемпковская» слышат тысячи людей в эфире.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter