Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— На примере специальной военной операции мы все видим, с одной стороны, эффективность применения беспилотников, с другой — сложность борьбы с ними. Ударные и разведывательные комплексы развиваются очень динамично. Для управления ими используются все более совершенные и защищенные способы. Поэтому важнейшая задача для нас — активное развитие средств радиоэлектронной борьбы с беспилотной авиацией.
Во время посещения центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов, 13 июня 2025 года.
— На примере специальной военной операции мы все видим, с одной стороны, эффективность применения беспилотников, с другой — сложность борьбы с ними. Ударные и разведывательные комплексы развиваются очень динамично. Для управления ими используются все более совершенные и защищенные способы. Поэтому важнейшая задача для нас — активное развитие средств радиоэлектронной борьбы с беспилотной авиацией.
Во время посещения центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов, 13 июня 2025 года.
Преобразования на ходу
Динамика беспилотной войны набирает обороты, ломая правила, законы и принципы вооруженного противостояния. И то, что в армиях мира ускоренно создаются целые войска, специальные силы и командования подобными новыми системами, говорит о старте новой супергонки.Но если детализировать, то схема все же еще рисуется исключительно вокруг классики боя. Просто новое пока только копирует старое, а мы, насколько можем, реагируем на изменения привычных условий.
Говорить о новой эре еще рано, потому что способы поражения остаются прежними, меняются средства доставки. У беспилотной системы еще даже нет ни философии, ни правил, ни искусства войны, она пока работает с колес. И даже быстро набитых шишек очень мало для надежного опыта.
Умная атака
По каким направлениям может идти развитие тактики применения боевых дронов? В первую очередь это касается использования массовых автономных роев, суть которых будет сводиться к координации сотен или тысяч небольших дешевых «летунов», действующих как единое целое на основе алгоритмов роевого интеллекта. И это будет заменять «живые волны», спасая жизни солдат.Также акцент делается на подавление ПВО противника, поиск и поражение целей на большой площади, «умные» атаки, где одни дроны подавляют защиту, другие — атакуют. Не менее важны создание помех и дезориентация противника.
Военный успех при этом будет достигаться за счет крайней сложности для перехвата противником слишком большого количества нападающих объектов, устойчивости роя к потерям, возможности окружения атакуемых целей, и главное — низкая стоимость всего этого боевого действа по сравнению с традиционными видами вооружений.
В качестве еще одного направления можно рассматривать принцип «охотника‑убийцы» и сетевое взаимодействие, где используются разные типы дронов — часто вместе с наземными или воздушными платформами и солдатами.

Сохранить жизни людей
Перспективным является применение относительно дешевых, одноразовых или «расходуемых» беспилотников вместе с пилотируемыми самолетами или дорогими и технологичными БПЛА, что расширяет их диапазон действий и боевые качества как стратегических средств поражения. Эти летающие «штучки» будут выполнять роль дополнительных сенсоров, средств РЭБ, приманки для вражеских ракет или ПВО, защищая основную ценную платформу.Подобный способ увеличения боевого радиуса и возможностей пилотируемой авиации, снижение риска для пилотов, уменьшение стоимости операций дают в перспективе весомое преимущество в бою и сохраняют жизни людей.
С экономической высоты
В целом будущее военных дроновых тактик — это автономные, роящиеся, сетевые, разнородные и массовые системы, действующие на всех уровнях конфликта, от стратегического до тактического, и во всех средах (воздух, земля, вода, киберпространство). Тактика будет смещаться от единичных ударов к сложным адаптивным операциям, выполняемым умными роями в тесной интеграции с другими силами, что потребует принципиально новых подходов как к их применению, так и к защите от них.На фоне всех задач и вопросов боевого применения дронов Президент акцентирует внимание на такой важной вещи, как экономика. С одной стороны, она обещает огромную эффективность и снижение людских потерь, достигаемые за счет массовости БПЛА и повышения точности ударов. С другой — требует колоссальных, постоянных и растущих инвестиций в ИИ, кибербезопасность, инфраструктуру, обучение и логистику расходных дронов.
При этом военные бюджеты должны перейти от модели финансирования дорогих долгоживущих «платформ» к направлению средств на производство массовых дешевых носителей. Успех будет за теми, кто сумеет найти баланс между массовостью «железа» и инвестициями в ИИ, кадры. Финансовая устойчивость Вооруженных Сил будет напрямую зависеть от способности перестроить бюджетную логику под эту новую реальность.

К тому же идем по этому пути мы не одни, а в тандеме с Россией. И надо активно использовать все новые направления союзного развития в области технологий будущего. Тогда справимся и выдержим.
В ТЕМУ
Есть и специализированные микродроны для выполнения таких задач, как разведка внутри помещений, поиск противника в зданиях, туннелях, бункерах. Эти опасные «букашки» могут садиться на вражескую технику, использоваться для установки «жучков» или кибервзлома.
ЗАКОННЫЕ ОСНОВАНИЯ
Законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» в первом чтении может быть рассмотрен депутатами до конца текущей сессии, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Андрей Лис.
Цель подготовки законопроекта — обеспечение национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании воздушного пространства Республики Беларусь для запуска гражданских беспилотных летательных аппаратов, а также реализация норм указа Президента от 25 сентября 2023 г. № 297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов».
«Все эти нововведения направлены на обеспечение национальной безопасности нашей страны. Данный законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении. Планируется на 30 июня 2025 года рассмотрение данного законопроекта», — отметил Андрей Лис.
Александр ТИЩЕНКО, эксперт по национальной безопасности.
Фото БЕЛТА