Ротации и результаты

Новый год, как правило, становится своего рода этапом в становлении и развитии международных организаций. Не стало исключением и начало 2007 года

Новый год, как правило, становится своего рода этапом в становлении и развитии международных организаций. Меняется их руководство, достоянием международной общественности становятся новые программы и проекты, которые эти структуры намерены реализовывать.

Не стало исключением и   начало 2007 года. Место председателя в Совете Безопасности ООН занял представитель России. От председателя во многом зависят постановка на обсуждение того или иного вопроса, ход его обсуждения и в какой-то мере принятие решений. Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, свою миссию в качестве председателя Россия видит в повышении отдачи от усилий Совета Безопасности по предотвращению и мирному урегулированию споров и международных конфликтов. «Мы исходим из того, — заявил он, — чтобы совместными усилиями укреплять международно-правовые основы миротворчества в соответствии с Уставом ООН и решениями СБ ООН. Это будет способствовать утверждению многосторонних подходов в области кризисного урегулирования». 

Сегодня под эгидой ООН проводится 19 операций, в которых задействовано более 80 тысяч военнослужащих и полицейских. Они принимают участие в урегулировании конфликтов в Африке, Азии, на Гаити, Ближнем Востоке, в Косове и на территории ряда стран СНГ. Но, похоже, не всех деятельность «голубых касок» устраивает. Америка в очередной раз заявила о сокращении финансирования этих операций. А так как США являются основным спонсором ООН, то и новому председателю Совбеза, и новому генсеку ООН Пан Ги Муну придется серьезно подумать над тем, какие из бесчисленных проблем наиболее важные, требующие международной поддержки, а то и вмешательства для их разрешения. 

Кстати, с началом этого   года закончилось первое председательство России в Кабинете министров Совета Европы. Считается, что в целом оно завершилось хорошо. Даже со стороны ангажированно-агрессивного крыла ПАСЕ, известного своими русофобскими настроениями, особенно не слышалось ставших уже привычными обвинений в «сворачивании демократии и авторитаризме России». Может, депутаты переосмыслили свое отношение к Москве? Нет, подобная политкорректность своего рода традиция Совета Европы в отношении страны-председателя. 

Анализируя итоги прошедшего года, к сожалению, приходится отмечать, что Совету Европы и под председательством России ни на шаг не удалось продвинуть такой стратегически важный проект, как строительство «Большой Европы» без разделительных линий. 

Шанс начать эту «стройку века» у организации появился после вступления в нее еще в 1990-е годы России и других «молодых демократий». Но, по всему видно, у руководства СЕ не хватает стратегического видения, а у стран-членов — политической воли. Слишком сильным остается и влияние Соединенных Штатов, которые не заинтересованы в единой, могучей Европе.  

Сегодня Совет Европы   по-прежнему своей главной задачей считает распространение западной модели демократии прежде всего в направлении стран Юго-Восточной Европы, Беларуси, России. При этом способы и рецепты ее решения несут в себе идеологические оттенки времен «холодной войны» и, конечно же, болезнь «двойных стандартов». Весьма показателен в этом плане так называемый Европейский суд по правам человека, который, утонув в потоке жалоб европейцев на свои государства, продолжает судить и рядить по одному ему известному принципу. 

Так что вряд ли в обозримом будущем проект «Большая Европа» обретет реальные черты. В ряде стран возникает закономерный вопрос: нужно ли удерживать на плаву узкоспециализированное агентство по правам человека, во многом живущее за счет законов самосохранения евробюрократии? Для России, являющейся одним из главных плательщиков в бюджет СЕ (около 26 млн. евро), время председательства стало своего рода очередным «моментом истины». Как сказал один из представителей этой страны, «позитивно оценивать деятельность СЕ сегодня можно, только будучи приверженцем садомазохизма или поддавшись иллюзии, будто членство в этой организации много дает для демократизации мира». 

С 1 января сменилось  руководство и в Европейском союзе. Его председателем стала Германия. Она же приняла от России председательство в «большой восьмерке». Считается, что благодаря своему экономическому авторитету Германия сможет осуществить ряд назревших в объединенной Европе реформ, и прежде всего оживить процесс принятия единой евроконституции. Немцы не намерены допустить того, чтобы Европа снова вернулась к простому экономическому союзу, как это было при зарождении Европейского объединения угля и стали. По мнению канцлера Германии Ангелы Меркель, все страны ЕС должны быть заинтересованы в том, чтобы найти согласие по поводу евроконституции до выборов в Европарламент в 2009 году. Одновременно Германия будет  разрабатывать общеевропейский план действий по обеспечению энергетической безопасности. Несмотря на предъявляемые России претензии, в Европе, и прежде всего в Германии, все более усиливается опасение, что Россия пойдет на более тесную интеграцию с Востоком, Китаем, Индией… А это весьма невыгодно для европейцев. Ведь тот же Китай, только предложи, может купить всю производимую Россией нефть и газ. Сможет ли тогда без дешевых энергоносителей Европа так самоуверенно продвигать свои пресловутые «демократические ценности»? 

Вряд ли Германии за полгода председательства в Евросоюзе удастся решить стоящие перед Европой проблемы или хотя бы сдвинуть их с мертвой точки. Но хочется верить, что она без суеты и идеологизированной демагогии попытается хотя бы наметить пути их решения. Это важно не только для членов Евросоюза, но и для граничащих с ними стран, которые хотят жить в мире и согласии, без вмешательства в их внутренние дела. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter