![](/upload/medialibrary/7a9/7a9cbb8a1ccaaf682946f61cf0a68f8a.jpg)
На спектакль «Пане Коханку», где актер играет главную роль, билетов не достать.
Фото: rustheatre.by
Приехать в Москву на церемонию вручения «Золотой маски» Янковский не смог, плохо себя чувствует. Но к чествованию обещал поправиться. Коллеги собираются поздравить прямо на сцене его родного Театра имени М. Горького в Минске.
Янковский – один из представителей известной артистической фамилии. Младший брат – тот самый Мюнхгаузен, известный актер Олег Янковский. Старший Николай – заслуженный работник культуры, связавший свою жизнь с Саратовским театром кукол. Сын Игорь окончил Щукинское училище, двадцать лет играл в московском Театре на Малой Бронной, работал ведущим на ТВ.
Ростислав Янковский родился в семье потомственного дворянина. Детство прошло в Одессе, но в конце тридцатых годов прошлого века из-за арестов и ссылки отца пришлось покинуть город. Во время войны семья жила сначала в Казахстане, затем в Таджикистане, где артист окончил Театральную студию при Ленинабадском драматическом театре.
В Минск Янковский перебрался в конце 1950-х годов и сразу же получил приглашение работать в Национальном академическом театре имени М. Горького. За почти шестьдесят лет артист сыграл более
150 театральных ролей, многие из которых – главные. Белорусский зритель помнит его Макбета в шекспировской трагедии, Джерри в пьесе «Двое на качелях», Арбенина в «Маскараде», Виктора в «Варшавской мелодии». Несмотря на свой весьма солидный возраст, артист занят и в текущем репертуаре театра – играет в пяти постановках!
– У меня два дома: моя семья и мой театр. Да, физическая усталость, ноги уже подводят, особенно левая. Некоторые спектакли приходится играть с тростью. Но какая в театре атмосфера! – рассказал артист.
В кино карьера Янковского сложилась тоже довольно удачно, хотя главных ролей предлагали гораздо меньше, чем в театре. Одна из его дебютных работ – полковник Васильчиков в фильме «Служили два товарища», в котором он снялся со своим знаменитым младшим братом. Среди других его киноролей – Теодор в известной советской ленте «Вся королевская рать», генерал-майор Смирнов в киноэпопее «Битва за Москву», Виктор Витальевич в трагикомедии «Ребро Адама», Ярошевич в трилогии «Любить по-русски».
СПРАВКА «СВ»
Российская национальная премия и фестиваль «Золотая маска» учреждены в 1993 году Союзом театральных деятелей России. Ежегодно премия отмечает лучшие работы в драме, опере, балете и других видах сценического искусства. В экспертный совет и жюри входят авторитетные критики и артисты.
Ежегодно в рамках «Золотой маски» вручаются премии Союза театральных деятелей России – за вклад в развитие театрального дела. В этом году, помимо Ростислава Янковского, лауреатами стали режиссер Лев Додин, сценограф Борис Мессерер, актер и режиссер Юрий Соломин и хореограф Борис Эйфман.
ЗВОНОК В ТЕАТР
Он, как скрипка Страдивари, умеет играть всё
Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального драматического театра имени М. Горького:
– Узнав о том, что ему вручат «Золотую маску», Ростислав Иванович был очень взволнован и рад. Собирался в Москву на торжественную церемонию, готовил речь. Но, к сожалению, подвело здоровье.
То, что он получил престижную российскую премию, – важное событие не только для нашего театра, где он служит уже более полувека, но и для всей белорусской культуры. Наши соотечественники часто получают «Маску» – но за свои российские работы. А Ростислав Иванович стал лауреатом за многолетнее служение театру белорусскому. Это уникальный случай.
Та высокая награда, которая ему присуждена, в очередной раз подчеркивает масштаб личности Янковского. Он, как скрипка Страдивари, умеет играть все – настолько широк диапазон этого артиста. В свои 86 лет Янковский играет в пяти спектаклях: Фамусова в «Горе от ума», Грознова в «Правда – хорошо, а счастье лучше»...
При этом не боится экспериментов. Несколько лет назад он сыграл главную роль в пьесе «Пане Коханку» современного драматурга Андрея Курейчика. И то, что он согласился на эту работу, – поступок настоящего артиста. Играть в современной пьесе всегда сложнее, чем в классике, которая всем давно известна и понятна. Но риск был оправданным: сегодня спектакль «Пане Коханку» самый популярный в нашем театре.
Ростислава Ивановича очень любит молодежь – начинающие артисты к нему тянутся, стремятся перенять его опыт. Расскажу вам интересную деталь: на первую репетицию Янковский всегда приходит с безупречным знанием текста. Это старая актерская школа, сейчас такое редко встретишь. Поэтому молодым артистам играть на одной сцене с Янковским тяжеловато – слишком высокую планку он задает. Но если видит, что актер честен, предан своей профессии, всегда поддержит и поможет дельным советом.
Эдуард Герасимович, директор Национального академического драматического театра имени М. Горького:
– Мы, коллеги Янковского, очень рады высокой оценке творчества большого мастера. В коллекции наград Ростислава Ивановича не доставало, пожалуй, только «Золотой маски». Такая премия очень важна не только для самого артиста, но и для тех, кто вместе с ним выходит на сцену. Для всего театра это большая честь.
Каждая роль Янковского, что бы он ни играл, – это произведение высокого искусства. Спектакли с его участием – наслаждение для зрителя! Я даже не могу выделить какие-то конкретные работы, потому что Янковскому подвластна любая роль: от Макбета до острохарактерного современного героя.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Четыре «Маски» родом из Минска
Среди победителей есть и другие таланты из Беларуси, которые получили призы за свои работы в России.
***
Главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский получил премию в номинации «Куклы/Работа режиссера» – за спектакль «Ваня» петербургского театра Karlsson Haus. Спектакль можно будет посмотреть в Минске на IX Международном фестивале театров кукол 15 и 16 мая.
***
Выпускник Белорусской академии искусств режиссер Александр Янушкевич стал лауреатом в номинации «Куклы/Лучший спектакль» – за постановку «Толстая тетрадь» в Пермском театре кукол. За этот же спектакль получила награду белорусская художница Татьяна Нерсисян.
***
Выпускница Белорусского хореографического колледжа, экс-солистка Большого театра Беларуси Любовь Андреева выиграла в номинации «Балет – современный танец/Женская роль». Артистка была номинирована на «Золотую маску» за работу в спектакле Up&down Театра балета Бориса Эйфмана.
Авторы публикаций: Ирина МУСТАФИНА, Валентин ПЕПЕЛЯЕВ