Ростислав Кример: белорусская дуда — инструмент мистический

Обычным гостем приехал на «Славянский базар» известный музыкант Ростислав Кример...

Ничего просто так с нами не происходит! За любым событием — большим или маленьким — обязательно стоит нечто нам нужное, следует только не полениться его разглядеть.


Обычным гостем приехал на «Славянский базар» известный музыкант Ростислав Кример, директор и художественный руководитель международного фестиваля Юрия Башмета, приехал, как говорится воздухом праздничным подышать, хорошими песнями насладиться. Так все и было: радость встреч со знакомыми музыкантами, певцами и певицами, восхищение прекрасной организацией всех без исключения мероприятий, качеством режиссуры фестиваля, возбуждающей дух истинного народного праздника, — можно сказать, что в Витебске ожила знаменитая хемингуэевская фиеста, разве что корриды не было.


— Ростислав Олегович, на ваш просвещенный взгляд, ведь вы побывали на многих фестивалях по всему миру, «Славянский базар» — это событие какого уровня?


— Даже сравнивать не с чем, потому что «Славянский базар» представляется мне эдаким фестивалем фестивалей, особым организмом, куда органично вошли и музыкальные конкурсы, и кавээновские хохмы, и дни культур славянских республик, и «Город мастеров» — то есть многие виды творчества соединились в одно время в одном месте.


— Вы, директор и художественный руководитель международного музыкального фестиваля Юрия Башмета, как можете оценить качество организованных в Витебске мероприятий?


— Видна работа высокопрофессиональной команды. Все было разыграно как по нотам. Подобная организация заслуживает слов восхищения.


— Говорят, что вы, господин Кример, приняли участие в «скоморошьем шествии», да еще и на ложках играли?


— А если и так, то что? Самое высокое творчество спонтанно. Касательно же шествия могу сказать, что такой факт имел место. В «Городе мастеров» я наткнулся на удивительную выставку. Если быть честным, то один мой приятель уговорил меня зайти посмотреть белорусские народные музыкальные инструменты. Пошел туда без всякой охоты — ну что смотреть на дудки, балалайки да гармошки? Однако решил уважить приятеля, побыть там минут пять и уйти, а задержался... на пять часов!


— Что же заставило представителя классической музыки провести столько времени среди, как вы сказали, балалаек и гармошек?


— Во–первых, я увидел дуду! Слышать–то о ней слышал, но никогда не видел этот исконно белорусский музыкальный инструмент. Похож на шотландскую волынку, только выглядит проще, но имеет и бас, и баритон и играет разными голосами. А вообще–то в дуде есть что–то мистическое, идущее с языческих времен, она словно татем рода вдохновляет и окрыляет людей и на войну, и на любовь, и на праздник. В этом инструменте какие–то потусторонние вибрации!


— Хотите сказать, что, очаровавшись белорусской дудой, пианист Кример забыл обо всем на свете?


— Традиционные концерты давно уже стали массовым зрелищем, и им ничего не угрожает, тогда как старинная музыка и ее носители исчезают. Пройдет немного времени, и, не дай Бог, конечно, исчезнут последние дудари, жалейщики и все те, кто является носителем истинно народной музыкальной культуры. Это большая потеря.


— Ростислав, я почти влюбился в вашу дуду и пастуший рожок, но с чего это вдруг вы, профессиональный музыкант, стали публично на «Славянском базаре» играть на ложках?


— Да, я очаровался народными инструментами, это правда. Рассказы человека, который 15 лет ездит по деревням и отыскивает людей, которые их делают и на них играют, заставили меня всерьез озаботиться этой проблемой. Ведь мелодии дударей и рожечников не переводятся на ноты, а передаются, что называется, из уст в уста, это живая, природная музыка в отличие от современных, по большей части синтетических, то есть искусственных мелодий.


— Не совсем понятно, почему нельзя записать с помощью нот музыку тех же жалейщиков?


— Когда слышишь в деревнях четвертьтональное многоголосие, то не можешь словить мелодию и записать. Она настолько многофункциональная, изменяющаяся, что ей можно только научиться у мастера, живя бок о бок с ним, и никак по–другому.


— Хотите сказать, что это штучный товар, некая клеточка, из которой и рождается музыка?


— Так оно и есть. Сами теперь видите, что моя задержка на выставке народных славянских инструментов была не случайной. Более того, мне захотелось, чтобы и другие люди почувствовали то, что восхитило меня. Вот я и предложил взять инструменты и пойти на улицы фестивального Витебска, чтобы поскоморошничать, чтобы люди услышали, как звучат инструменты, под которые любили, веселились и воевали их далекие предки.


— И как вас приняли?


— Да прекрасно приняли. Тут же нашлись поклонники, которые сопровождали нас буквально по всему фестивальному рынку, стали подпевать, танцевать, хлопать в ладоши, то есть внутри большого праздника стихийно возникло наше маленькое, но очень искреннее веселье.


— А потом вы нагрянули в арт–кафе и заразили своей энергией всех там собравшихся, включая Олега Газманова?


— Ну, сначала певец не очень–то обрадовался нашему вторжению, но потом — ничего, улыбался. А как не улыбнешься, если все вокруг радуются, частушки поют.


— Думается, что вы, Ростислав Олегович, не просто так поехали на «Славянский базар», памятуя о том, что в начале октября в Минске пройдут концерты международного фестиваля Юрия Башмета, директором и художественным руководителем коего являетесь?


— Вот вам все и расскажи! Пощупать хорошо сделанную вещь всегда полезно. Более того, считаю наш фестиваль своеобразным продолжением «Славянского базара», некоей культурной осью, которая соединит Москву, Витебск, Минск, Берлин, Бонн, а потом и Кельн, Цюрих, Париж и Лондон.


— На прошлом фестивале яркой краской был знаменитый саксофонист Игорь Бутман, который выступил в концерте «Классика встречает джаз». В этот раз чем удивите?


— Попробуем встретить еще один знаменитый коллектив — группу «Браво», а девизом фестиваля может стать слоган: «Браво, классика», но это еще в работе.


— А как же ваша последняя влюбленность, я говорю о белорусской дуде?


— Вы правы, оставить ее не могу. Сейчас работаем над идеей, чтобы в день открытия фестиваля организовать марш 40 белорусских дударей по главной улице Минска и устроить концерт в парке Горького, дабы не только я, но и другие оценили по достоинству музыку наших предков, первоисточник всех сегодняшних стилей и направлений: от всеядности попсы до тонких изысков классики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter