Рост зарплаты ликвидирует дифицит...

Строительная отрасль    напрямую или косвенно влияет на многие макроэкономические показатели, особенно в динамично развивающихся экономиках. Именно поэтому в Беларуси сделан особый акцент на ее развитие. О том, чего удалось достигнуть, рассказывает министр архитектуры и строительства Александр Селезнев

Строительная отрасль    напрямую или косвенно влияет на многие макроэкономические показатели, особенно в динамично развивающихся экономиках. Именно поэтому в Беларуси сделан особый акцент на ее развитие. О том, чего удалось достигнуть, рассказывает министр архитектуры и строительства Александр Селезнев (на снимке). 

— Александр Ильич, в январе этого года, к сожалению, не были достигнуты прогнозные показатели по вводу в эксплуатацию жилья. Выровнялась ли ситуация к концу квартала? 

 В I квартале текущего года рассчитано обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 15 % годового задания, в первом полугодии — не менее 50 % годового задания, за девять месяцев  2008 года — 75 %. В целом по республике в 2008 году предусмотрено ввести в эксплуатацию 5200 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений, в том числе 780 тыс. кв. метров общей площади в I квартале. По данным Министерства статистики и анализа, за январь—март 2008 года введено в эксплуатацию 1227 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений, что составило 23,6 % годового задания, 157,3 % задания I квартала и 109,5 % к соответствующему периоду прошлого года. Задание I квартала 2008 года по вводу жилья выполнено всеми регионами республики. 

В сельской местности и малых городских поселениях за январь—март этого года введено в эксплуатацию 528 тыс. кв. метров общей площади, что составило 33,3% годового задания, 221,8 % задания I квартала и 107 % к соответствующему периоду прошлого года. В сельскохозяйственных организациях в целом по республике введено в экс­плуатацию 1576 жилых домов (квартир), или 20,8 % годового задания и 138,6 % задания I квартала. 

В целом по республике в текущем году предусмотрено использовать на жилищное строительство за счет всех источников финансирования 5420,81 млрд. рублей капитальных вложений. В январе—марте 2008 года использовано 1230,7 млрд., или 22,7% расчетного объема. Льготных кредитных ресурсов ОАО АСБ «Беларусбанк» по состоянию на 1 апреля 2008 года использовано 326,8 млрд. рублей, или 21 % годового лимита, и ОАО «Белагропромбанк» — 186,2 млрд. рублей, или 17,9 % годового объема. 

— Какие резервы имеются у строительной отрасли для наращивания объемов жилищного строительства в ближайшие три года? 

— Действительно, уже в ближайшие годы отрасли предстоит решить целый комплекс масштабных задач. И главная из них — значительное увеличение объемов жилищного строительства в первую очередь для тех, кто относится к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, и повышение качества строительства. В целях реализации этих задач была подготовлена новая редакция Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006—2010 годы, недавно утвержденная правительством. Она предусматривает значительное наращивание мощностей строительных организаций, предприятий крупнопанельного домостроения, сборного железобетона и промышленности строительных материалов к 2011 году. 

Чтобы с 2011 года ежегодно строить 10 млн. кв. метров жилья (в соответствии с первой редакцией программы планировалось к 2010 году обеспечить ежегодное строительство 6,2 млн. кв. метров жилья), необходимо увеличить: мощности домостроительных комбинатов в 3,4 раза, объемы монолитного домостроения в 4 раза, мощности по строительству домов в конструктивно-технологической системе сборного каркаса до объема более 1 миллиона кв. метров общей площади в год, объемы сельского строительства до 0,6 млн. кв. метров, объемы индивидуального жилищного строительства до 2,4 млн. кв. метров общей площади. 

За короткий период предстоит нарастить объемы строительства жилья со стенами из кирпича и в сборно-монолитном исполнении, а также объемы реконструкции эксплуатируемого жилищного фонда. Для выполнения мероприятий, намеченных программой, всего необходимо приобрести 10,7 тысячи различных машин и механизмов (организациями Минстройархитектуры — 3,2 тысячи) и 3,5 тыс. кв. метров опалубки на сумму 2,3 трлн. рублей. Программой предусмотрена модернизация 14 действующих предприятий индустриального домостроения с выходом в 2011 году на мощности в объеме 2,7 млн. кв. метров в год, а также восстановление 5 ранее действующих предприятий общей мощностью 360 тыс. кв. метров жилья в год и строительство 3 новых суммарной мощностью 360 тыс. кв. метров в год. Общие мощности 22 предприятий крупнопанельного домостроения в 2011 году должны составить 3,4 млн. кв. метров жилья в год (рост к 2005 году в 3,4 раза). Для реализации этих мероприятий в 2008—2010 годах необходимо направить более 2 трлн. рублей инвестиций. 

Для обеспечения строящихся объектов железобетонными изделиями и конструкциями запланированы модернизация и техническое перевооружение 29 предприятий по выпуску сборного железобетона и железобетонных изделий с выходом в 2011 году на суммарный объем производства 1,7 млн. куб. метров изделий в год. На модернизацию, техническое перевооружение и создание новых мощностей по производству строительных материалов в 2008—2010 годах необходимо направить 2,2 трлн. рублей, или в 4 раза больше, чем запланировано в действующей программе. Планируется реализация 74 инвестиционных проектов на 39 предприятиях, подведомственных министерству, на что потребуется около 734 млрд. рублей инвестиций и 85 инвестиционных проектов на 58 предприятиях коммунальной и частной собственности с общим объемом финансовых вложений почти 1,5 трлн. рублей. 

Всего на реализацию мероприятий Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на 2008—2010 годы планируется направить более 7,3 трлн. рублей, в том числе собственных средств организаций — 1 трлн. 671 млрд. рублей, средств инновационного фонда Минстройархитектуры — 1 трлн. 715 млрд., кредитных ресурсов — 3 трлн. 947,9 млрд., средств республиканского бюджета — 5,7 млрд. и средств местных бюджетов — 3,1 млрд. рублей. 

Основным источником финансирования мероприятий указанной программы должны стать кредитные ресурсы, в связи с чем требуют решения вопросы выдачи банками кредитов под гарантии бюджетов всех уровней и обслуживание этих кредитов за счет бюджетных средств, а также возможность отсрочки начала погашения кредитов до момента выхода предприятий на проектные мощности.   

В соответствии с расчетами для строительства 10 млн. кв. метров жилья в 2011 году потребуется 16 трлн. 132 млрд. рублей на финансирование жилищного строительства (расчетная стоимость строительства 1 кв. метра — 1 млн. 613 тыс. рублей), в том числе 8  трлн. 225 млрд. рублей кредитных ресурсов и 4 трлн. 840 млрд. рублей на финансирование объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. 

Вопросы качества строящегося жилья напрямую связаны с реализацией заданий государственной и отраслевой программ «Качество» на 2007—2010 годы. В организациях строительного комплекса осуществляется  поэтапное внедрение систем управления качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000. К 1 января 2008 года сертификатом соответствия систем управления качеством обладали 75 организаций, подчиненных Минстройархитектуры, в том числе 14 строительно-монтажных, 52 промышленные, 6 проектных и 3 научно-исследовательские. Сертификат соответствия системам управления окружающей средой в соответствии с международными стандартами ИСО серии 14000 получили 9 организаций министерства. Уже сертифицированы практически все строительные материалы и изделия, определяющие потребительские свойства жилья. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила за 2007 год 73 %. 

В 2008 году предстоит внедрить и сертифицировать системы управления качеством на соответствие международным стандартам во всех подведомственных организациях, изготавливающих продукцию и оказывающих услуги. Как показал опыт, введение обязательной сертификации на строительные материалы и изделия повлекло значительное повышение качества выпускаемой продукции, улучшило состояние технологической дисциплины и систему заводского контроля, ускорило переоснащение основных производственных фондов. 

— Какие виды строительной техники и специального оборудования способны выпускать белорусские предприятия, а какие объективно относятся к категории критического импорта? 

— Для обеспечения строительной отрасли республики основными строительными машинами и механизмами по поручению главы государства и правительства в настоящее время разрабатывается Государственная комплексная программа освоения и выпуска в Республике Беларусь строительных машин и механизмов на 2008—2012 годы. Главные исполнители этой программы — предприятия Министерства архитектуры и строительства, Министерства промышленности, Госкомвоенпрома, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства сельского хозяйства. Общая потребность в машинах и механизмах на этот период составляет более 10 тыс. единиц. 

Проектом этой программы предусматривается разработка и освоение выпуска: автомобильных кранов различной грузоподъемности, грузопассажирских подъемников, телескопических автовышек, автобетононасосов, бульдозеров, экскаваторов массой 18—25 тонн, различных средств малой механизации. Реализация намеченных мероприятий позволит обеспечить на 90 % потребность строительных организаций машинами и механизмами отечественного производства. В настоящее время на предприятиях республики производятся башенные краны, автокраны, экскаваторы, погрузчики, автобетоносмесители, автовышки, самоходные катки, растворобетонные узлы, штукатурные станции, транспортные средства и различные средства малой механизации. Строительные организации на 50 % обеспечиваются отечественной техникой. 

— Дефицит кадров — еще одна острая проблема строительной отрасли. Она возникла под влиянием многих факторов, в том числе и из-за трудовой миграции в Россию. Возможно ли в Беларуси создать конкурентоспособные условия для строителей по оплате и условиям труда? 

— Потребность строительной отрасли в ежегодном пополнении квалифицированными рабочими и специалистами определена разделом «Подготовка кадров» Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006—2010 гг. На основании данных, представленных облисполкомами и Мингорисполкомом, ежегодная потребность только на 2008 год составляет: по рабочим кадрам — 20,6 тыс. человек; по специалистам с высшим образованием — 2,7 тыс. человек; по специалистам со средним специальным образованием — 1,4 тыс. человек. В последующие годы спрос на строителей различных специальностей будет расти. Это связано со строительством в ближайшей перспективе АЭС (для этого необходимо будет привлечь более 8 тыс. человек), а также с увеличением объемов строительства жилья. 

Решать кадровую проблему необходимо комплексно, по нескольким направлениям. Прежде всего увеличить набор на строительные специальности за счет перераспределения с уменьшением набора на специальности, в которых экономика республики испытывает меньшую потребность. Резервы в учреждениях образования для этого есть.    Дефицит кадров объясняется еще и значительным оттоком работников (в том числе и за рубеж) в поисках более высокой заработной платы. Министерство предпринимает меры. Решено повысить для рабочих основных строительных специальностей фонд заработной платы. Также приняты меры по созданию социальных гарантий и льгот рабочим и специалистам с целью за­крепления их в строительных организациях. Подготовлен проект постановления правительства о предоставлении строителям, нуждающимся в жилье, льгот при вступлении в ЖСК и получении кредитов на строительство. Созданы условия для расширения строительства малосемейного жилья, в том числе с привлечением средств инновационного фонда Минстройархитектуры, а также долевого строительства. 

— Наряду с жилищным, в республике развивается и промышленное строительство, а также — и социальных объектов. Чего удалось достигнуть в этой области? 

— Государственной инвестиционной программой на 2008 год, утвержденной указом Президента, предусмотрены важные задачи по строительству социально значимых объектов. В соответствии с заданиями программы необходимо освоить более 1,6 трлн. рублей капитальных вложений и осуществить строительство 568 объектов, из них планируется ввести в эксплуатацию 260 социально значимых. 

В текущем году предусматривается завершение работ на таких объектах, как второй пусковой комплекс реконструкции Национального академического большого театра оперы и балета в Минске, второй этаж здания для Национальной антидопинговой лаборатории в пос. Лесной Минского района, киноконцертная часть Центрального Дома офицеров в Мин­ске, административно-бытовой корпус для  Жодинского ГОВД, учреждение образования «Лицей при Гомельском инженерном институте МЧС» Гомельского района, третья очередь реконструкции объектов ГНУ «Центральный ботанический сад» в Минске и ряде других. 

Продолжается строительство  многопрофильного культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена». В настоящее время на объекте ведутся работы по за­крытию теплового контура и монтажу вантового покрытия. Первый пусковой комплекс  планируется ввести  в ноябре текущего года. 

Крупнейший промышленный объект, который возводится сегодня в республике, — завод по производству газетной бумаги в Шклове. Следует отметить, что строительство с нуля нового бумажного производства в целлюлозно-бумажной промышленности за последние 25 лет на территории бывшего СССР не осуществлялось. Архитектурный проект завода включает  лесопильное производство мощностью 230 куб. метров пиловочника и производство газетной  бумаги мощностью 40 тыс. тонн. На конкурсной основе привлечено более 30 строительно-монтажных организаций республики, а также более 20 иностранных компаний для поставки и шефмонтажа технологического оборудования. Учитывая рост стоимости природного газа, принято решение о строительстве котельной на древесных отходах, получаемых от лесопильного производства на территории строящегося предприятия. Проект дополнен древесно-подготовительным цехом производительностью 50 тыс. куб. метров щепы в год. В целях снижения себестоимости выпускаемой продукции принято решение о проектировании и строительстве энерготехнологической когенерационной станции мощностью 17,6 МВт, обеспечивающей выработку собственной электроэнергии. Ее стоимость, по предварительным расчетам, в 2,5 раза ниже, чем тарифы, действующие в энергетической отрасли. Были также изменены технология и состав очистных сооружений. В их состав вошла не только станция очистки производственных стоков, но и станция подготовки технической воды из Днепра. 

Таким образом, вместо одного предприятия по производству газетной бумаги в «чистом поле», без привязки к действующему производству, построен не имеющий аналогов в СНГ высокотехнологичный комплекс по безотходной переработке древесины, включающий на сегодняшний день лесопильное производство и производство газетной бумаги. 

Технологическое оборудование для производства деревянных домов и клеенных изделий из древесины мощностью 250 комплектов домов, 15 тыс. куб. метров многослойного клееного бруса и балок, 23 тыс. 650 куб. метров строганого погонажа в год будет введено в эксплуатацию до 1 июля 2008 года. С начала строительства завода освоен объем капитальных вложений в сумме 312 млрд. рублей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter