Рост зарплат давит на валютный рынок

Об этом предупредил парламентариев первый заместитель директора НИЭИ Министерства экономики Виктор ПИНИГИН на семинаре «Организация бюджетного процесса в Республике Беларусь», который прошел в Палате представителей Национального собрания.

ДИСПРОПОРЦИЯ между реальными и прогнозными показателями, складывающимися порой в экономике, может стать камнем преткновения при принятии бюджета на 2014 год

Об этом предупредил парламентариев первый заместитель директора НИЭИ Министерства экономики Виктор ПИНИГИН на семинаре «Организация бюджетного процесса в Республике Беларусь», который прошел в Палате представителей Национального собрания.

В январе — августе рост ВВП в Беларуси составил 1,1 процента при годовом прогнозе 8,5 процента. Причем даже эта небольшая экономическая подвижка поддерживается за счет внутреннего спроса при сжатии внешнего. Ключевые сектора экономики не демонстрируют прогнозируемого роста. Снижение внешних поставок нефтепродуктов, машиностроительной продукции и калия выражается в значительном уменьшении экспорта — почти на 20 процентов. К сожалению, импорт снизился меньше, чем экспорт. У нас по-прежнему высока заграничная комплектующая доля в выпускаемой продукции.

Вторая проблема — доминирование зарплат над производительностью труда. При росте ВВП на 1,1 процента мы имеем рост реальной зарплаты на 20 процентов. Это говорит о том, что потребляется больше, чем производится. Опережающий рост зарплат приводит к давлению на валютный рынок. Как следствие, золотовалютные накопления перетекают из государственных резервов в карманы населения.

Характеризуя действующую систему планирования экономики в стране, Виктор Пинигин отметил, что она не учитывает возможности отечественных предприятий, не дает им свободы для принятия оптимальных решений. Все доводимые показатели не учитывают специфику конкретных производств, потому что не определяются самими производителями. Если предприятие может увеличить производство продукции на 15 процентов, а сверху ему спущен прогноз в 10 процентов, то больше этой цифры оно наращивать не будет. Ведь на следующий год придется планировать от достигнутого. По этой причине выполнение директивных показателей является низким. К тому же нынешняя система планирования экономики не предполагает корректировку утвержденных прогнозов.

В 2011 году у нас был разработан законопроект об индикативном планировании социально-экономического развития Беларуси. Основная идея документа сводилась к тому, что показатели, которые утверждает государство, должны носить индикативный характер и не являться обязательными для выполнения. В прошлом году законопроект внесли в Палату представителей на рассмотрение, но почему-то отложили в долгий ящик. Совет Министров и Минэкономики настаивают, чтобы документ был все-таки принят.

По мнению экономистов, практика доведения директивных показателей до предприятий являлась ключевой причиной роста складских запасов в промышленности в первой половине 2013 года. Несмотря на снижение внешнего спроса на продукцию, белорусские экспортеры не сокращали пропорционально объемы производства.

Доработка прогноза на 2014 год в НИЭИ Министерства экономики продолжается. При его расчетах будут учтены проблемные моменты и выработаны подходы к ускоренному наращиванию экспорта.

Напомним, что, несмотря на отрицательную динамику экономических показателей в текущем году, подготовленный проект указа Президента об утверждении показателей социально-экономического развития на будущий год предполагает рост экспорта на 11,4 процента (в текущем году снижение экспорта составило около 20 процентов при прогнозируемом росте 15,2 процента). Кроме того, запланирован рост ВВП на 5,7 процента и снижение инфляции до 11 процентов.

Начальник главного управления бюджетной политики Минфина Беларуси Юрий Селиверстов сообщил парламентариям, что его ведомство предлагает перейти в планировании государственного бюджета на трехлетний период. Это позволит заключать договоры по закупкам, текущим платежам, строительству объектов и инвестиционным направлениям на более длительный период, чем один год.

Следующий важный аспект — тесное увязывание бюджетных расходов с конкретным результатом. На следующий год уже есть около 100 бюджетных программ, которые либо приняты, либо их проекты находятся в стадии завершения. Однако охват этими программами бюджетных расходов не превышает 20 процентов. То есть в любом случае большинство расходов носят внепрограммный характер и напрямую не связаны с конкретными параметрами, конкретными результатами, о которых можно было бы потом вести речь. В России же, к примеру, реализуются 42 программы, которые сформированы по пяти блокам. К 2020 году и там ставят задачу охватить ими 90 процентов всех расходов бюджета. Беларусь также пытается делать шаги в этом направлении.

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая отметила, что в 2014 году планируется значительно увеличить ставки налога на недвижимость и земельного налога для долгостроев и автомобильных рынков. Прописаны они в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения». Согласно документу, годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, подлежит увеличению с 2 до 10 процентов от стоимости этих объектов, а к земельным участкам (их частям), занятым такими объектами, ставки земельного налога будут увеличены на коэффициент 10 (в настоящее время — коэффициент 2).

В стране прорабатываются также подходы для получения в бюджет налога с фиктивных безработных, которые извлекают доходы, но не уплачивают с них налоги. Налоговые органы совместно с правоохранительными уже выстроили систему мер контроля таких лиц.

— Законопроект о бюджете — это важнейший и, пожалуй, самый дискуссионный экономический документ, — подчеркнул, выступая на семинаре с заключительным словом, заместитель председателя Палаты представителей Виктор Гуминский. — Сегодняшний разговор можно считать очередным важным и очень полезным этапом нашей совместной работы с Правительством. После рассмотрения у главы государства пакет бюджетных законопроектов будет внесен в Палату представителей, где работа над ним продолжится в рамках постоянных комиссий. Главное для нас, как это поручено Президентом, критически подойти к обсуждению бюджета, внесение конструктивных предложений по его совершенствованию. Конечным результатом должно стать принятие пакета качественных, эффективных бюджетных законопроектов, что явится реальным вкладом парламентариев в законодательное обеспечение устойчивого развития экономики и повышения благосостояния наших граждан.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter