Министр финансов: расходы бюджета на выплату зарплаты и социальных трансфертов в следующем году увеличатся на 1,5 миллиарда рублей

Рост доходов — в приоритете

Бюджет всегда привлекает много внимания и экспертов, и общественности. В этом году — особенно: вторая волна пандемии оказалась более интенсивной и грозит быть достаточно продолжительной, границы и рынки окончательно не открылись с весны, что не может не сказаться на доходах экспортеров. Социальные расходы из-за того же коронавируса однозначно вырастут. На финансовых рынках царит определенная неразбериха, и насколько будут возможны внешние займы и по какой цене — вопрос пока без конкретного ответа. Впрочем, для Беларуси в последние годы это не первый вызов внешних контуров. И нашу бюджетно-фискальную систему удалось настроить таким образом, чтобы сглаживать эти шоки. Об особенностях и новациях бюджета на следующий год рассказали в Министерстве финансов.

Управляемый дефицит

Министр финансов Юрий Селиверстов признался: расходы бюджета растут. В том числе и из-за возросших издержек на борьбу с пандемией. И если в 2010-е годы было достаточно финансировать здравоохранение на уровне 4 процентов от ВВП, то в сложившейся ситуации страна уже вышла на 4,6 процента. «Чтобы негативное влияние на недобор доходов бюджета не перекладывать на граждан, особенно тех, кто из бюджета получает зарплату, на социальную сферу, на следующий год бюджет сформирован с дефицитом около 4 миллиардов рублей», — отметил Юрий Селиверстов. Он рассказал, что расходы бюджета на выплату зарплаты и социальных трансфертов в следующем году увеличатся на 1,5 миллиарда рублей. И в дальнейшем планируется развитие ключевых бюджетных отраслей: здравоохранения, образования, социального обслуживания. В том числе и по увеличению доходов работников. «Все параметры бюджета всегда были и останутся в ближайшем будущем социальноориентированными», — констатировал Юрий Селиверстов. И чтобы профинансировать все гарантии государства, пришлось пойти на дефицит бюджета. 

Откуда возникнут деньги, чтобы его профинансировать? «Предыдущие годы и в этом году мы живем сдержанно, — объясняет Юрий Селиверстов. — Остатки прошлых лет мы не проедаем, как кому-то кажется. За счет их мы компенсируем недобор по доходам. Ресурсы для этого есть», — успокаивает министр финансов. Конечно, предполагается оптимизировать расходы. От некоторых, не первоочередных, и отказаться. «Но каких-то мероприятий, чтобы все кардинально урезать, усушить, в бюджете не запланировано», — пообещал Юрий Селиверстов. 

Особенности консолидации

Тем не менее придется провести консолидацию бюджета. В том числе с точки зрения поиска новых источников доходов. В частности, изменения в Налоговый кодекс предполагают большой пакет мер по оптимизации и отмене налоговых льгот в общей сложности на сумму 586 миллионов рублей. Ключевым по отмене преференций стал налог на добавленную стоимость. В следующем году сократится перечень продовольственных товаров и товаров для детей, которые облагаются НДС по пониженной ставке 10 процентов. В действующем перечне льготы по НДС имеют не только товары первой необходимости, но и промежуточные. Другими словами, поддерживались и производители. «Сделали акцент на усиление социальной направленности этого инструмента и предоставление льготы исключительно социально значимым продуктам для конечного потребления, которые напрямую оказывают влияние на расходы потребителей», — отметил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. В перечне льготируемых детских товаров останутся включенные в потребительскую корзину из четырех человек. Дмитрий Кийко предполагает: оптимизация преференций по НДС будет незаметна для граждан. Розничные цены повыситься не должны. По крайней мере из-за фискальных изменений. 

В отношении лекарственных средств отменяется освобождение от уплаты НДС и вводится пониженная ставка 10 процентов. Это делается в том числе и для унификации законодательства в рамках Евразийского экономического союза. Нулевой НДС для фармацевтической продукции есть только в Беларуси. Парадоксально, но льгота не работает: стоимость большинства лекарств в Беларуси и у наших соседей сопоставима. Поэтому предполагается, что не потребители будут в следующем году больше платить в аптеках, а поставщикам придется умерить свои аппетиты к прибылям. Тем более что Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Министерство здравоохранения пристально следят за необоснованным повышением цен. Кстати, льгота косвенно спровоцировала завышение стоимости лекарств. Прежде всего импортерами. «Они могли заявить любую таможенную стоимость продукции, так как не возникало каких-либо обязательств по уплате НДС», — объясняет Дмитрий Кийко. Он уверен, что когда появится ставка НДС 10 процентов, то поставщики оптимизируют свою ценовую политику. 

Учитывая непростую ситуацию, в следующем году вводятся точечные изменения в фискальной политике. Вырастет ставка налога на прибыль с 10 до 30 процентов для операторов связи, с 25 до 30 процентов — для микрофинансовых организаций, прежде всего ломбардов. Предполагается повысить ставку земельного налога и аренды на земельные участки, занятые торговыми объектами, включая автомобильные стоянки. Для работников резидентов Парка высоких технологий и Белорусско-Китайского индустриального парка «Великий камень» повышается ставка подоходного налога с льготной 9 процентов до стандартной 13 процентов. «Здесь понятный и справедливый подход: в такой сложной ситуации все граждане должны нести дополнительные расходы, которые возникают в бюджете в связи с борьбой с коронавирусом, — отметил Дмитрий Кийко. — Граждане с высокими доходами могут адаптироваться к увеличению налоговой нагрузки без негативных для себя последствий». Также Дмитрий Кийко напомнил: эти фискальные меры вводятся временно — на два года. 

Предполагается расширить и некоторые полномочия местных Советов депутатов. В частности, они могут вводить плату за пересечение государственной границы в наземных пунктах пропуска. «Отмечу, не гражданами, а транспортными средствами», — уточнил Дмитрий Кийко. Под действие этой новации могут попасть автомобили с массой до 5 тонн независимо от количества пассажирских мест. В Налоговом кодексе предусмотрена дифференциация по ряду критериев, но предельная ставка не должна превышать трех базовых величин. Также депутаты могут повышать ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей в два раза, а Минский городской Совет депутатов — в четыре раза. В последующие годы, по уверению Дмитрия Кийко, народные избранники смогут и снижать ставки в два раза. Все меры по консолидации бюджетных доходов должны усилить местные бюджеты, на которые ложится практически вся нагрузка по обеспечению здравоохранения, расходы на которое растут из-за пандемии. 

Предсказуемый маневр

Углеводородная и нефтеперерабатывающая отрасли не должны в следующем году преподнести бюджетных сюрпризов. И если на начало этого года не было контрактов на поставку нефти, то на следующий все договоры заключены. 

«Есть договоренность о поддержке Беларуси кредитом на 1,5 миллиарда долларов, — объясняет Юрий Селиверстов. — 500 миллионов долларов из фонда стабилизации и развития мы уже получили. Соглашение о межгосударственном кредите с правительством России подписано, сейчас согласовываются технические моменты. Большую часть этого платежа получим в этом году. Ресурсная поддержка, которая необходима на данный момент, будет оказана в больших объемах, чем компенсация налогового маневра». Министр финансов напомнил, что идет работа по формированию единого рынка нефти и газа в рамках ЕАЭС. «Думаю, к моменту, когда нам эти ресурсы надо будет возвращать, такие развязки будут найдены», — уверен он. 

Не вызывает беспокойства и государственный долг. Если в нынешнем году на его погашение направили 6,3 миллиарда рублей, то в следующем понадобится на эти цели 4,9 миллиарда рублей. Правда, чуть-чуть прирастет обслуживание госдолга. Такая ситуация сложилась в связи с переносом сроков погашения кредита, выделенного Россией на строительство АЭС. «Сроки возврата были увязаны со сроками введения станции в эксплуатацию, — объясняет Юрий Селиверстов. — По первому и второму блокам были перенесены сроки введения в эксплуатацию. И наши коллеги, что было конструктивно, перенесли и сроки погашения кредита». В 2020 году удалось удачно разметить евробонды летом, выйти на Московскую биржу. «Сегодня валютные остатки бюджета не меньше, чем были на начало года», — уверяет Юрий Михайлович. При необходимости их можно задействовать для погашения госдолга в следующем году. В целом, как отметил министр, сложно сказать, насколько будет возможность выходить на международные финансовые рынки. Пандемия вносит много неопределенностей. Например, в марте — апреле долговые рынки практически закрылись для всех стран либо ресурсы предоставлялись по слишком большой цене. В следующем году Министерство финансов планирует привлечь около миллиарда долларов. Половину этой суммы планируется привлечь в России, остальное — точечно на других внешних и внутреннем рынках. «Вместе с имеющимися валютными остатками этого будет достаточно, чтобы выполнить все наши обязательства», — констатировал Юрий Селиверстов. 

volchkov@sb.by

Коллаж Кристины Почебут-Новохрост.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter