Российский рынок нам сладок и… убыточен?

Основным покупателем белорусского продовольствия является РФ

Года два назад не раз доводилось слышать сетования отечественных переработчиков молока и мяса о снижении выгоды поставок продовольствия в Россию: объемы экспорта растут, а доходы в валюте, наоборот, падают. И не только сетования. Многие всерьез подумали о диверсификации поставок в другие регионы мира. Прошло время, но российское направление белорусского продовольствия и сегодня остается главным. Почему?


ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» отправляет в Россию курятину и свинину. Однако россияне сегодня не только сами почти закрыли свои потребности в этих видах мяса, но, мало того, даже пытаются экспортировать. Это с одной стороны. С другой — высокая себестоимость агрокомбинатовской продукции. Основную долю в затратах составляют корма, для производства которых необходимы не только зерно и различные кормовые добавки, но и энергоресурсы с привязанными непосредственно к доллару ценами на них. У наших соседей стоимость энергоносителей ниже, поэтому там ниже и себестоимость продукции. В результате скидельский товар на тамошнем рынке постепенно становится неконкурентоспособным. И менее прибыльным.

В первом квартале экспорт мяса птицы из агрокомбината в Россию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос с 1793 до 2824 тонн. А вот рентабельность поставок постоянно падает. И тут все понятно: если два года назад средняя цена килограмма курятины там составляла примерно 2,5 доллара, то теперь упала более чем в два раза — до 1,07 доллара. 

Естественно, о прежних прибылях отечественным производителям сельхозпродукции сегодня приходится только вспоминать, но большого выбора у них нет. В нашей стране профицит птицы составляет 33 процента, и если не продавать в Россию, то остаются два пути: либо отправлять продукцию на склад, либо вообще сворачивать производство и сокращать людей. Потому приходится работать с минимальной рентабельностью.

Похожая ситуация с поставками и в СПК «Свислочь» Гродненского района. В прошлом году сельхозкооператив продал тем же россиянам 80 нетелей за 200 тысяч долларов. Конечно, деньги получили не те, на которые могли рассчитывать прежде: ранее за килограмм живого веса выходило около 7 долларов, теперь — почти вдвое меньше. Но руководитель хозяйства Василий Густырь доволен и этим: рынок есть рынок, день на день здесь не приходится. Да к тому же еще и дома из-за безденежья хозяйства практически перестали покупать нетелей. 

Несладко приходится и белорусским переработчикам. В прошлом году, например, предприятиями холдинга «Гродномясомолпром» отправлено на внешний рынок продукции на 386,5 миллиона долларов США. Она поступила в 19 стран, но доля России в этом экспорте составила 95,9 процента. Практически такая же картина наблюдалась и в два первых месяца текущего года: за рубеж отгружено продовольственных товаров на 53 миллиона долларов, из них в регионы России — 95,1 процента. 

Почему же приходится держаться за этот рынок? Только ли старые связи и близость тому причиной?

Оказывается, в настоящее время экономически целесообразна только диверсификация поставок сухого детского питания волковысского ОАО «Беллакт». Оно имеет более длительный срок годности, и его рынок менее насыщен. В прошлом году предприятие отправило на экспорт детского питания на 10,7 миллиона долларов, из которых российская доля составила 75 процентов. К числу основных зарубежных потребителей этой продукции в последнее время присоединился и Пакистан. Волковысские молокопереработчики сертифицировали детское питание на стандарт «Халяль», оно найдет спрос и в других мусульманских странах. Кроме того, сейчас ведется работа по выходу этой продукции на китайский рынок. 

Однако не все и в диверсификации так просто. Во-первых, продовольственные рынки давно уже поделены. Возможно, отечественным поставщикам удастся найти перспективные регионы. Но здесь встает второй вопрос: какую выгоду принесет экспорт туда? Целесообразно ли продавать продукцию в другие страны, если там за нее платят меньше, чем в той же Российской Федерации? А пока ведь именно так и получается: российский рынок по ценовым позициям для нас самый выгодный.

Такую ситуацию создало введенное нашими соседями эмбарго на поставку многих продовольственных товаров из стран ЕС. В результате в Западной Европе наблюдается перепроизводство сельскохозяйственной продукции и соответственно невысокая цена на нее, зато большие трудности в реализации. Чтобы, к примеру, удержать объемы производства молока, в ЕС перераспределяют рынки сбыта и больше производят продуктов с длительным сроком хранения. Так что для наших предприятий с учетом того, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия устанавливается минимальная экспортная цена на основные продовольственные товары, поставляемые за пределы республики, сегодня выгоднее поставлять продукцию все же на российский рынок.

Подтверждает этот вывод и наметившаяся с сентября прошлого года динамика роста рентабельности продаж предприятий переработки АПК, связанная с укреплением позиций российского рубля. 

gennadijj-gil@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?