Россиянин Виктор Бут возил оружие Бен Ладену?..

Крайне запутанная и скандальная история с задержанием по американскому запросу в Таиланде российского бизнесмена Виктора Бута продолжает набирать обороты.

Сам же бизнесмен утверждает, что свои первые большие деньги он сделал на доставке живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за сто. Одним рейсом самолет Бута привозил 20 тонн цветов. Не исключено, что российскому бизнесмену было решительно все равно, что перевозить, лишь бы накладные были в порядке. «Бут — просто перевозчик, по документам он никогда не возил оружие, в его самолеты загружают запечатанные ящики, по франшизам это, например, цветы или курятина, он же вскрывать не будет», — заступаются летчики, которые работали на российского бизнесмена.

Западные источники уверены, что «крылья» бизнесу Бута приставили российские спецслужбы, которые активно разрабатывают «африканское направление». Они же и подбросили первый заказ. Бут набрал летчиков, готовых лететь куда угодно с чем угодно — на фоне нищенских зарплат в России от желающих не было отбоя. Заработать можно было от двух до 10—15 тысяч долларов в месяц, некоторые пилоты из кабины не выходили неделями, прямо в самолет им приносили еду и смену одежды. Они приземлялись, загружались и летели опять. Это, как говорят хорошо знающие дело люди, обычные африканские будни — когда экипаж могут взять в плен, расстрелять на месте, подбить. Его самолеты летали в самые опасные регионы, как маршрутные такси.

По слухам, именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании «Аэростан» для доставки партии автоматов АК-47 и другого военного снаряжения общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение афганского правительства, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению «Талибана». Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, экипаж и самолет были захвачены талибами. Тем не менее при весьма загадочных обстоятельствах экипажу удалось совершить дерзкий побег из Кандагара на своем собственном самолете в Арабские Эмираты, в Шарджу, где располагалась штаб-квартира компании Бута. Кандагарский инцидент привлек к персоне Бута внимание западных разведок, прежде всего американской.

В 1997 году компания Бута Air Cess открыла представительство в Свазиленде — крошечном королевстве на юге Африки. Спустя некоторое время первый заместитель министра иностранных дел Великобритании Питер Хейн впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия ангольской антиправительственной группировке УНИТА. Согласно Хейну, лидер группировки Жонас Савимби, как и другие африканские «революционеры», расплачивался за оружие алмазами.

В декабре 2001 года деятельность Виктора Бута, как и сама проблема «кровавых алмазов», нашла отражение в очередном докладе миссии ООН в Анголе. Авторы документа обратили внимание на попытки Бута открыть гранильную фабрику в столице Руанды Кигали, где у него уже было представительство. Бут держал также самолетный парк в бельгийском городе Остенде, откуда камни поступали на рынок Антверпена. Бельгийские власти, которые традиционно смотрят сквозь пальцы на тех, кто занимается авантюрами на африканском континенте, хотя и выдали санкцию на арест Бута, но с его задержанием никто не торопился, просто ему дали время на то, чтобы спокойно «уйти».

В январе 2002 года американская газета Los Angeles Times сообщила, что Бут принимает живейшее участие в операциях эмиратской авиакомпании Flying Dolphin, совершающей дважды в неделю регулярные грузовые рейсы из Шарджи в афганский Кандагар. Глава компании, бывший посол ОАЭ в Вашингтоне шейх Абдулла бен Зайед аль-Сакр аль-Нахьян характеризовался газетой как деловой партнер Виктора Бута.

Представитель афганского правительства в изгнании, которого цитирует газета, в свою очередь, заявил, что в рамках этой схемы из Эмиратов в Кандагар доставляют «цианиды и другие токсичные вещества», закупленные в Германии, Чехии и на Украине. «Талибам эти химикалии не нужны, — утверждал посол на страницах Los Angeles Times. — Получатель этого груза — Бен Ладен и его люди». Трудно сказать, насколько достоверна была эта информация. Но факт остается фактом: только в 2006 году Джордж Буш подписал указ о замораживании активов Виктора Бута в связи с тем, что его деятельность угрожает реализации внешней политики США в Демократической Республике Конго. Больше у американцев на Бута ничего тогда не было.

Уже позже задним числом власти США стали утверждать, что Виктор Бут и его друг — американский гражданин Ричард Чичакли — продавали оружие и самолеты либерийскому режиму Чарльза Тейлора. В качестве примера приводится незаконная продажа двух самолетов Boeing, которая осуществлялась через фирмы Ричарда Чичакли.

По американской версии, господин Чичакли являлся подставным лицом, а все его активы на самом деле принадлежали Виктору Буту. В 2004 году против Ричарда Чичакли в США возбудили уголовное дело, его имущество было арестовано, а сам обвиняемый бежал из США в Россию. Правда, по словам Виктора Бута, Чичакли никогда не прикрывал его деятельность, а сам он не имел никаких активов в США.

По оценкам западных экспертов, только на операциях с «Талибаном» и «Аль-Каидой» Бут якобы заработал не менее 50 миллионов долларов.

После первых же сообщений в западной прессе о его афганских связях Бут покинул Бельгию и переселился в Россию. Бельгийцы так и не смогли ничего найти, что подтверждало бы подозрения в причастности Бута к торговле оружием. Все, что им удалось, так это заочно предъявить российскому бизнесмену обвинение в отмывании криминальных доходов и выдать в феврале 2002 года международный ордер на его арест. Отметим, что все эти обвинения в мае 2007 года Бельгией были сняты. Не исключено, считают некоторые эксперты, что так будет и на этот раз.

Пока же Федеральной окружной прокуратурой Нью-Йорка против Виктора Бута выдвинуто обвинение в участии в преступном сговоре с целью поставки оружия боевикам «Революционных вооруженных сил Колумбии» при понимании, что «оно будет использовано для убийства граждан и должностных лиц США».

ИТАР-ТАСС

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?