В Москве появится памятник Крестителю Руси

Россия уже 1000 лет идет по пути, намеченному князем Владимиром

В Москве появится памятник Крестителю Руси. Один из его авторов – ваятель «Прощания славянки» на Белорусском вокзале.

Где будет установлен памятник князю Владимиру в Москве, пока точно не решено.

Авторы – скульптор Салават Щербаков и архитектор Игорь Воскресенский. Инициатором создания монумента выступило Российское военно-историческое общество (РВИО). Проект уже одобрен Комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме. Сейчас активно обсуждается, где поставить памятник в историческом центре Москвы.

Мы дозвонились до Салавата ЩЕРБАКОВА в Калининград, где он открывал памятник кораблестроителям. Напомним, что среди новых работ скульптора – «Прощание славянки» на Белорусском вокзале, памятники Александру I и Патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве, «Героям Первой мировой войны» в Калининграде.

– Что значит для нас сегодня фигура князя Владимира?

– В наше время в России идут сложные и глубокие процессы осознания собственной истории, многие факты которой мы порой игнорировали, но сейчас возвращаемся к истокам.

Владимир Святославич, Великий князь Киевский – креститель Руси, основатель Русского государства, святой Русской православной церкви. Россия уже тысячу лет идет по пути, намеченному князем. И, устанавливая монумент подвижнику в 1000-летнюю годовщину его кончины, мы подтверждаем верность заветам великого предка.

– Есть ли надежда на то, что этот памятник сможет объединить людей с разными точками зрения на историю?

– Действительно, есть фигуры в нашей истории, деятельность которых оценивается очень по-разному. Например, Иван Грозный. Знаете ли вы, что его фигуры нет на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде? И сейчас люди разделились в оценке исторической роли Ивана Грозного. То же самое с фигурой Петра Первого – многие, например старообрядцы, считают его антихристом. Отношение к Сталину тоже разделило наше общество на полярные половины.

А вот с князем Владимиром все наоборот: вряд ли найдем среди знающих историю людей тех, кто мог бы усомниться в его великой роли собирателя русских земель, на века вперед предопределившего духовные судьбы русского и других народов, населяющих нашу страну.

Вот так выглядит князь Владимир в Киеве...

– Изучая фигуру Крестителя Руси, открыли ли вы для себя что-то новое?

– Мы погрузились в эпоху, прочитали массу литературных и исторических источников. Посмотрели, как наши предки изображали святого князя на иконах и в скульптуре, например, барон Клодт и Константин Тон в Киеве, а также авторы памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. И нас поразило, как во всех изображениях передана сила личности князя, несущего добро и правду. А именно это, несмотря на все сложности, определяло характер нашей страны во все века.

По изображениям Первокрестителя Руси мы пытались понять его характер, ощутить энергию и размах мысли, и все это было необходимо перенести в наше скульптурное изображение. Также внимательно мы отнеслись к облачению и атрибутам того времени. Все это должно было быть документально верно.

Всем интересно, жива ли преемственность между людьми того времени, когда правил князь, и нами. Утверждаю – жива. Ниточка, символизирующая наши духовные ценности, тянется из древности, через всю Святую Русь, до нашего времени.

– Вам не мешало то, как князя Владимира представили ваши предшественники?

– В Киеве князь Владимир изображен молящимся, он снял свою княжескую шапку, стоит с непокрытой головой, а глаза и лицо его устремлены вверх. Это его личная молитва, и тема киевского памятника – крещение самого князя Владимира. Здесь он принимает христианство.

В Великом Новгороде отражена другая ипостась – волевой, сильный человек, даже воинственный, в руке он держит крест, а ногой ниспровергает языческого идола.

...А так в Великом Новгороде

Мы же пытаемся отобразить несколько иную тему – Крещение Руси, ее 1000-летний путь. Это разные сюжеты. Принятие христианства князем в Киеве, переход от язычества к христианству в Новгороде, а идея московского памятника в том, чтобы из нашего времени окинуть взором тот путь, который прошла страна за тысячу лет.

Князь Владимир из глубины веков смотрит на нас и должен восприниматься зрителями не только как наше прошлое, но и как карта действий, карта нашего пути вперед.

– Вы более широко берете тему.

– Ну что вы, мы не соревнуемся с предшественниками, планка культуры и мастерства тогда была очень высока, мы ориентируемся на ту эпоху, стараемся быть достойными мастеров. Просто нам выпало, можно сказать, счастливое время. И стране, и нам нужна энергия, и сейчас такая тема более важна даже, чем в XIX веке. Тогда и так было ясно, что Россия идет по своему славному пути, она и сейчас идет, но подтверждение этому, особенно через тысячу лет, нам необходимо.

– Как относитесь к дебатам общественности по поводу места установки памятника?

– Думаю, полемика – это хорошо. В нашей стране можно свободно высказывать свои мнения, но здесь, конечно, присутствует и доля политики. После десятилетий атеизма у нас немало сторонников других ценностей. Но, как и во всех странах, у России есть свои святыни. К счастью, они не испарились за тысячу лет. В них верит и их поддерживает большинство. А с большинством, думаю, нельзя не считаться. Что касается места установки памятника, здесь свое слово должны сказать церковь, мэр города, Министерство культуры и, конечно, РВИО – это общественное дело. По моим данным, среди вариантов – Боровицкий холм, территория у храма Христа Спасителя и Зарядье.

Нина КАТАЕВА

Фото Виктора ГУСЕЙНОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter