Россия сделала признание

Провозглашение независимости Южной Осетии и Абхазии может иметь большие последствия для международных отношений

Провозглашение независимости Южной Осетии и Абхазии может иметь большие последствия для международных отношений


Кто и когда переступил черту? НАТО, когда бомбило Югославию? Американо–британская коалиция, которая по надуманному поводу и без международных санкций вторглась в Ирак и свергла режим Саддама Хусейна? Западные дипломаты, которые поддержали отделение Косово от Сербии? Грузинские войска, громившие Цхинвали?.. Так или иначе большинство аналитиков сходится во мнении, что международные отношения вступили в какую–то новую фазу. Как историки и политологи назовут нынешнее противостояние между Россией и Западом — «холодная война–2» или придумают что–то новое — их дело. Мы пока можем лишь констатировать факты.


Дмитрий Медведев объявил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. К этому решению, по его собственному признанию, подтолкнули история этих двух народов и последние трагические события.


Когда в Южной Осетии, а затем и в Грузии шли бои, в которых российская армия одерживала победу за победой, отмечалось, что Москва все–таки проигрывает информационную войну, мол, российские СМИ работали на внутреннего потребителя, а западная аудитория не поняла (или не захотела понять?) российских резонов. На этот раз Кремль постарался исправить этот недостаток. Пресс–служба Президента России сообщила, что «лидеры заинтересованных государств были информированы еще до подписания соответствующих указов». Кроме того, Дмитрий Медведев за один вечер дал интервью всем крупнейшим мировым СМИ: российскому англоязычному «Раша тудэй», американскому Си–эн–эн, всеарабской «Аль–Джазире», британскому Би–би–си, газете «Файнэншл таймс». Материал в последней так и называется: «Почему я был вынужден признать области, отделившиеся от Грузии».


«Не все народы планеты имеют собственные национальные государства, — признает российский Президент. — Многие благополучно живут на территориях, которые делят с другими народами. Российская Федерация — образец преимущественно гармоничного существования многих десятков народов и народностей. Но некоторые народы находят невозможной жизнь под опекой другого народа. Отношения между народами, живущими «под одним кровом», необходимо регулировать с крайней деликатностью».


«После краха коммунистического режима, — продолжает Дмитрий Медведев, — Россия смирилась с «утратой» 14 бывших республик СССР, которые сделались полноправными государствами, хотя примерно 25 миллионов русских застряли в странах, больше не являвшихся для них своими. Некоторые из этих государств были не способны обращаться со своими собственными национальными меньшинствами с почтением, которого те заслуживали. Грузия незамедлительно лишила свои «автономные области» — Абхазию и Южную Осетию — их автономии... Грузия, только что обретшая независимость, развязала жестокую войну против народов, составляющих национальные меньшинства на ее территории».


Говоря о пятидневной войне, он подчеркнул: «Россия не имела другого выбора, кроме как отразить нападение для спасения человеческих жизней. Эта война — не наш выбор. Мы не притязаем на территорию Грузии. Наши войска вошли в Грузию, чтобы уничтожить базы, с которых производилось нападение, а затем ушли. Мы восстановили мир, но не смогли развеять страхи и надежды народов Южной Осетии и Абхазии... Президенты обеих республик обратились к России с просьбой признать их независимость».


Но, очевидно, объяснения российского Президента теми, кому они предназначались, не приняты. Западные государства независимости республик не признают, утверждают, что никогда не признают, и грозятся «наказать Россию». Я, конечно, понимаю, что в политике о морали думают в последнюю очередь. «Тот, кто решил достичь успеха в политике, должен держать свою совесть под строгим контролем», — говорил добившийся больших успехов на политическом поприще премьер–министр Великобритании Ллойд Джордж. Но один из самых необъяснимых с точки человеческой морали да и логики моментов в этой истории: те, кто признавал независимость Косово, теперь не признают Южную Осетию и Абхазию. И наоборот...


Как будут развиваться события дальше? К сожалению, прочный мир на Кавказе не установлен. В Черное море вошли американские военные корабли, Черноморский флот России стоит у берегов Абхазии. Но все это, конечно, далеко от такой ситуации, как, например «Карибский кризис»...


Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, предположим, допускает, что следующими независимыми могут стать Приднестровье и Крым, а кандидат в президенты США Джон Маккейн призывает обсудить... чеченский вопрос. Думаю, что это они так, для устрашения... Реальных рычагов давления на Москву у Брюсселя и Вашингтона не так уж и много, Россия — самодостаточное государство. И все же совсем не то хочется слышать сегодня от влиятельных мировых политиков.


Сегодня в Душанбе проходит саммит Шанхайской организации сотрудничества. В нее с разным статусом входят Россия, Китай, Индия, Иран, бывшие советские республики Средней Азии, т.е. охват территории и населения огромный. ШОС воспринимается как некий противовес западным альянсам. Посмотрим на результаты этой встречи, хотя наблюдатели и не советуют ждать от нее многого.


Словом, ситуация складывается очень непросто. Но динамично! Поэтому данный комментарий закончу предположением – основные новости впереди! И ждать их долго не придется...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter