Россия придавит налоговым бременем

Наши предприниматели уже несколько лет настоятельно требуют от правительства пересмотреть возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость — с нынешних 20 % хотя бы до 18 %, как в соседней России
Наши предприниматели уже несколько лет настоятельно требуют от правительства пересмотреть возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость — с нынешних 20 % хотя бы до 18 %, как в соседней России. Разница в ставках, по их глубокой убежденности, будет серьезно влиять на успешность белорусской торговли в Евразийском экономическом союзе, ведь наш бизнес на фоне партнеров может оказаться неконкурентоспособным. Чиновники категорически против.

Они приводили доводы, что нужды в унификации ставок из-за различий в структурах экономик нет, а вот доходная часть бюджета в пору выплаты государственного долга могла бы пострадать. И вот сюрприз: похоже, унификация все-таки будет. Вчера стало известно, что правительство России всерьез обсуждает у себя возможность повышения НДС до 20 % с 2015 года.

Говоря прямо, тема повышения НДС у россиян возникла уже «вторым эшелоном». Это ответное предложение российских чиновников на прямое поручение президента Владимира Путина повысить налоги для населения, в том числе и на возврат налога с продаж. Время сейчас сложное. Налог с продаж должен был стать региональным, а значит, направляться в бюджеты субъектов России. Но сейчас на фоне американских санкций, увеличенного военного бюджета и новых расходов на Крым дыры появились уже в федеральном бюджете. Эту проблему может решить только повышение НДС, который направляется в федеральную казну. В российском правительстве даже подсчитали, что увеличение нагрузки по НДС на 50 % ляжет на компании, на 50 % — на потребителей, но его общий вклад в инфляцию не должен превысить 1 %. Больше других от повышения НДС пострадают отрасли, работающие на внутренний рынок, например, розничная торговля и коммунальная сфера.

Как и у нас, НДС в России — один из главных источников пополнения бюджета. В этом году он должен принести 3,7 трлн. рублей, в следующем (при сохранении ставки на уровне 18 %) — 4,2 трлн. Дополнительные доходы от его повышения на 2 % могут составить около полутриллиона. Увеличение налога с продаж на 3 %, которое предлагал провести Владимир Путин, было бы менее выгодным. Оно, по оценкам российского Минфина, дало бы около 200 млрд. рублей в год.

У нововведений нашлось немало противников. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев вообще высказался против возможного повышения налоговой нагрузки на население и бизнес. По его словам, предложенная Минфином возможность предоставления регионам права вводить налог с продаж, а также повышение в среднесрочной перспективе ставок НДС, налога на доходы физических лиц и социального взноса в Фонд обязательного медстрахования несут большие риски российской экономике. Экс-министр финансов Алексей Кудрин также заявил, что против увеличения ставки НДС, введения налога с продаж, отмены регрессивной ставки для взносов в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), а также повышения некоторых акцизов. Необходимо рано или поздно менять систему, при которой основная нагрузка приходится на бизнес, говорил Кудрин. «Повышение налогов на бизнес приведет к дальнейшему снижению темпов экономического роста в России, в то время как некоторое увеличение ставки подоходного налога поможет переложить часть нагрузки на население», — пояснил он.

Еще недавно считалось, что партнеры Беларуси по ЕЭП — Россия и Казахстан — страны богатые. Они могут себе позволить более низкие ставки НДС с учетом доли доходов бюджета от нефтегазового сектора, которые в России составляют почти 30 % ВВП, а в Казахстане — 10,6 % ВВП. При этом в России за счет НДС формируется около 15 % доходов бюджета, в Казахстане — около 10 %, а в Беларуси — более 30 %. У нас более высокая ставка НДС была предопределена структурой экономики, высоким уровнем социальных обязательств и отсутствием, в отличие от соседей, значительных стратегических ресурсов, формирующих дополнительные доходы бюджета. Теперь, похоже, ситуация меняется. Кстати, в России, когда впервые заговорили о перспективах повышения налогов, зазвучали мнения, что местный бизнес может начать более активно «переезжать» на территорию партнеров по ЕЭП. Там и без того в последний год была замечена любопытная тенденция: российские предприниматели стали более активно открывать предприятия в Казахстане, называя в качестве повода более благоприятную налоговую среду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter