Россия одной ногой в ВТО

Что это значит для Беларуси? Страна-союзница “прошла” главное препятствие на пути к вступлению во Всемирную торговую организацию — США. По оптимистичным прогнозам, на которые не скупились многие российские участники переговорного процесса, уже к июлю следующего года РФ может стать страной — участницей организации.

Напомним, что обе страны подали заявки на вступление в ВТО в 1993 году с разницей в пару месяцев. Но страны сегодня находятся на различных этапах переговоров. Основным вопросом для России являются цены на энергоресурсы. Для Беларуси проблемными остаются вопросы сельскохозяйственной политики и прямой поддержки экспортеров. Тем не менее белорусская сторона и сегодня считает, что лучшим вариантом является одновременное вступление в организацию. Но что произойдет, если Россия, крупнейший торговый партнер Беларуси, вступит в ВТО раньше?
— Да, США традиционно подписывают документ последними, — объясняет Марина Василевская, заведующая отделом международных экономических организаций научно-исследовательского экономического института Минэкономики. — Тем не менее для вступления необходимо согласие всех стран-участниц. Грузия же, например, отозвала свою подпись. Учитывая, что таких прецедентов еще не было, что отношения в Организации стали достаточно политизированными, что Грузия и Россия находятся в состоянии конфликта, то остается только догадываться, насколько может затянуться вступление России. А, напомню, одно из главных правил ВТО звучит так: пока не договорено все — не договорено ничего.
В любом случае само вступление России в организацию не способно резко повлиять на экономику, считает Марина Василевская. Существует понятие переходного периода (3—5 лет), в течение которого страна постепенно изменяет внутренние правила, подстраиваясь под международные требования. Поэтому на товарообороте Беларуси и России факт российского членства в ВТО может сказаться только в перспективе.
Даже внутри одной страны бывает непросто спрогнозировать последствия вступления. Для Китая, например, вступление в ВТО длилось около 13 лет и, казалось, все было просчитано. Но результаты все равно оказались во многом неожиданными и отличались от прогнозов для различных отраслей: что-то пошло быстрее, что-то медленнее. Можно вспомнить о том же китайском текстильном буме! Хотя участники ВТО, казалось, все предусмотрели: и квоты, и тарифы... Кстати, текстильная “экспансия” едва ли не единственный пример резких изменений во внешней торговле после вступления страны в ВТО.
Беларуси в любом случае затягивать с переговорами не стоит, чтобы не дожидаться изменения самих правил вступления. Что касается прогнозов, которые неблагодарны всегда, то в данном случае они неблагодарны вдвойне: та же Россия практически каждый год заявляла, что, дескать, вот-вот вступит в ВТО, потом практически отказывалась от вступления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter