Почему великая соседка слабо использует возможности Союзного государства?

России без наших продуктов никуда

НАШИ молочные и мясные изделия всегда брали высоким качеством. Их вкус знают во многих регионах России, на рынок которой приходится более 80 процентов поставок белорусского продовольствия. Многовато, если учесть, что в последнее время страна сама активно наращивает производство сельхозпродукции и до 2020 года намерена не только полностью обеспечить свой внутренний рынок продовольствием, но и стать крупнейшим мировым его поставщиком. И, значит, до минимума сократить импорт. В прошлом году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 миллиардов долларов. Это на четверть больше, чем выручка от продажи вооружений или около трети доходов от экспорта газа. Правда, некоторые аналитики полагают, что полностью насытить рынок продуктами питания собственного производства за такое короткое время нереально. Это скорее желание поддержать российскую перерабатывающую промышленность. 


— Начиная с распада СССР, подобных инициатив было достаточно много, — считает генеральный директор компании «Евразийское агентство международного сотрудничества», член Российско-белорусского делового совета Александр Ольшевский. — Но часть их не реализована. Если в Беларуси сохранены и модернизированы, доведены до мировых требований по уровню технологий мощнейшие перерабатывающие предприятия, то в России их еще нужно создать. Причем во многом с нуля. Так что пока еще ни в одной программе не обозначено, как обеспечить собственным продовольствием 140 миллионов граждан. 

Примерно такой точки зрения придерживается и эксперт по законотворческой деятельности Союзного государства Владимир Борщев (Беларусь):

— Мы тоже обсуждали эту проблему. Полагаю, решать вопросы импортозамещения нужно с учетом развития Союзного государства. 

Кстати, проблема обеспечения России собственными продуктами теперь на слуху у многих аналитиков и экспертов. Как обеспечить себя, например, молоком и молочными продуктами, если россияне 10 лет практически не имеют в отрасли прироста производства, что пару месяцев назад признал и руководитель главного аграрного ведомства Александр Ткачев. Рентабельность достаточно мала, срок окупаемости проектов — большой, нужны более эффективные инструменты поддержки. «Чтобы получить дополнительно 8 миллионов тонн молока — это дефицит, который нам поставляет Беларусь и другие страны, — нужно поставить в течение пяти лет миллион голов фуражных коров... Но это серьезные деньги, огромные вложения».

Да и стоит ли изобретать велосипед, вкладывать миллиарды для наращивания продовольствия собственного производства, если под боком Союзное государство, способное увеличить поставки молочных и мясных продуктов, картофеля, сахара, других видов продовольствия. В республике давно отработаны технологии производства, хранения и переработки сырья. Другое дело, что все это кому-то не нравится, кто-то хотел бы избавиться от конкурентов и наших высококачественных продуктов.  

Прогнозы по экспорту белорусской продукции Александр Ольшевский оценивает весьма оптимистично. Даже несмотря на то, что в последнее время были введены временные ограничения для нескольких наших предприятий. Расширяется ассортимент, увеличиваются объемы. В эти дни наши предприятия заключают договоры на поставки в Россию продуктов питания и сельхозпродукции. Все чаще в расчетах начинает использоваться российский рубль, иногда — белорусский, как кому выгодно. Тем более что на просторах ЕАЭС наш восточный сосед постепенно уходит от расчетов в долларах.

В последнее время с российского рынка ушло несколько стран. А с 1 января следующего года между Россией и Украиной перестает действовать договор о свободной торговле. Примерно на 80 процентов рынок восточного соседа просел по плодоовощным консервам, сокам, детскому питанию, на 30 — по кондитерским изделиям, которые поступали из Украины. При этом вся продукция, поставляемая компанией «Рошен», продолжает Александр Ольшевский, имеет белорусские аналоги, эту нишу вполне могут заполнить наши кондитерские фабрики. Главное — не упустить время. Кто не успеет, то не то что опоздает, а будет вытеснен конкурентами.

Для наращивания поставок белорусской продукции в России создан консолидированный дистрибьюторский центр, охватывающий пока четыре крупнейших федеральных округа — Сибирский, Дальневосточный, Центральный и Северо-Западный. Именно он берет на себя риски, связанные с взаиморасчетами. В случае временной приостановки поставок продукции по решению госорганов потери могут быть компенсированы страховым агентством. Этот дистрибьюторский центр, можно сказать, хороший новогодний подарок Борисовскому консервному заводу, ОАО «Гроднохлебопродукт», УП «Иловское», что на Минщине, другим предприятиям республики. 

С учетом ситуации наши производители стали чаще предлагать соседям импортозамещающую продукцию. Продолжительное время замороженный хлеб в Россию поставляли Голландия, Германия, другие европейские страны. Теперь через консолидированный дистрибьюторский центр эту нишу готово заполнить ОАО «Гроднохлебпром». И расширить ассортимент — поставлять элитные сорта хлеба, выпекаемые по старинным рецептам или с добавлением сала, орехов. Слуцкий уксусный завод освоил выпуск бальзамического уксуса — традиционного итальянского продукта. По вкусовым качествам некоторые сыры борисовского ОАО «Здравушка-милк» превосходят западноевропейские аналоги. Через дистрибьюторский центр некоторые виды молочной продукции предприятие готово поставлять в Сибирь и на Дальний Восток, где раньше не присутствовало.

— Свою продукцию в России мы представляли в основном на выставках и ярмарках, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Гроднохлебпром» Олег Вдовенко. — Чаще всего это была розничная торговля. Евразийское агентство международного сотрудничества помогло нам провести внешний аудит маркетинговой службы, подсказало ее сильные и слабые стороны. Определили сорта продукции, которые должны пользоваться спросом в элитных ресторанах и магазинах, цену, качество. Теперь нам не придется ездить на все ярмарки или выставки. В них примет участие  и Евразийское агентство, будет искать партнеров. С ним уже подписан договор о дистрибуции.

За 10 месяцев этого года на экспорт поставлено продуктов питания и сельхозпродукции более чем на 3,7 миллиарда долларов, в том числе в Россию — на 3,1 миллиарда. 

ОСНОВНОЙ специализацией крестьянско-фермерского хозяйства «Цнянские экопродукты» является картофелеводство. В течение года здесь сданы в эксплуатацию два овощехранилища на 35 тысяч тонн, построенные с применением инноваций. Хозяйство одним из первых в республике стало внедрять передовые зарубежные технологии выращивания продовольственного картофеля. Значительная часть его уходит на экспорт — в Российскую Федерацию. В ближайшее время «Цнянские экопродукты» планируют начать поставки мытого, шлифованного и фасованного картофеля в Северную Африку.

НА СНИМКЕ: линия переработки картофеля.

СПРАВКА 

В 2000 году организации Минсельхозпрода экспортировали продукции на 216,3 миллиона долларов США, в том числе в Россию на 191,4 миллиона, в 2012 году соответственно на 2913,3 и 2661 миллион. 

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter