Роскошные китайцы

Письма из Пекина
Знаю–знаю: скажете, что понятие «роскошь» ассоциируется у вас с чем или с кем угодно, но только не с Китаем и китайцами. И, между прочим, зря: времена «горсточки риса» прошли. Да здравствует общество потребления!

Смотрю я частенько на китайцев и задаюсь вопросом: кого это они так сильно напоминают? И понимаю — «новых русских». Одно лицо. Ну не совсем, конечно: лица разные, а вот замашки, привычки и «понты» — один в один.

Хотя есть вещи, в которых «новые китайцы» «новых русских» — не поверите! — обогнали. Возьмите автоманию. Это когда–то иметь частное авто могли только выдающиеся деятели культуры и передовики производства. А теперь? Пекин и другие города задыхаются в автомобильных пробках, потому что машина нынче — вещь почти доступная. В смысле — каждому разрешено, да не у каждого деньги есть. Но уж если ты «новый»... Окружающие должны это увидеть сразу: по костюму, часам, по машине и — не в последнюю очередь — по поведению.

Во Франции новоиспеченных миллионеров называют нуворишами, причем слово это несет оттенок легкого презрения со стороны так называемых «старых денег» — богачей–дворян или наследников состояний. Между прочим, снобизм чистой воды. В Китае такой не встречается. Наверное, потому что и «старые деньги» отсутствуют. Помилуйте, какие дворяне, какое наследство? Новый Китай на дворе (в смысле тот, что после 1949 г. начался)! Ну а уж когда архитектор и зачинщик политики реформ и открытости Дэн Сяопин предупредил, что «некоторые разбогатеют первыми», а потом, мол, за счастливчиками и вся остальная нация потянется, стало ясно: в новых деньгах и «новых китайцах» нет ничего плохого, это даже не противоречит коммунистической идеологии.

Состояния возникали за ночь, это чудо еще и сегодня случается. Хотите стать миллионером? Выставляйте акции своей успешной компании на биржевые торги и ждите: есть прецеденты. Так за один день несколько основателей поискового портала Baidu (китайский аналог Google) стали обладателями миллионов — правда, на бумаге: никто не знает, сколько акции будут стоить завтра. Но миллионы жгут карман и требуют выхода в свет. И их выводят.

Как ни посмотришь какой российский сериал из жизни богатых и стервозных, так там все говорят о «Бентли» как символе успеха. Мол, «Мерседес» или там БМВ какой — вчерашний день. Настоящий миллионер ездит только на «Бентли»! Наверное, правильно — действительно красавец–автомобиль. Думаете, только «новые русские» о таком мечтают? Зря: главный рынок для «Бентли» — в Китае, за три года здесь 85 машин продали — больше, чем в любой другой стране. Догнали и перегнали Россию.

Да, насчет БМВ: когда компания презентовала автомобили 7–й серии, то в салоне чуть драка не случилась: «новые китайцы» пришли с чемоданчиками денег и хотели укатить с презентации за рулем нового автомобиля стоимостью от 125 тыс. долларов. Не всем хватило.

Об одежде и часах и говорить нечего. Иностранцы не перестают удивляться: зачем, мол, отдавать безумные деньги за натуральные сумки от Луиса Витона или Прада, когда на рынке можно купить почти такие же и с той же маркой на боку? Ну наивные люди, право слово! А как же выпендреж? Как же сладостное удовлетворение, которое получаешь, видя округлившиеся от зависти глаза приятеля–миллионера? Тут главное, чтобы окружающие были уверены, что это действительно оригинальная вещь, а не подделка, пусть и очень качественная, с рынка. Этого бывает сложно добиться — нужна длительная работа над собой: когда вчера едва сводил концы с концами, бывает нелегко сразу броситься в омут расточительства.

Вот этим «новые китайцы» от «новых русских» и отличаются: китайцы скромность в быту с молоком матери впитывают. Мать–то о роскоши ничего не знала: откуда ей, и зимой, и летом счастливой в одном синем костюме а–ля Мао, было знать о таких вещах? Но времена изменились — как в том известном анекдоте: нужно себя заставить.

Нынче у новых китайских миллионеров в чести косметика от Диор, сумки от Гуччи, костюмы от Зенья, часы — чтобы непременно золотой «Ролекс». А вот в выборе напитков сказывается патриотизм — водку предпочитают отечественную, «Маотай». В магазинах она появилась только в начале 1980–х гг. — до того ее только на государственных банкетах подавали.

В Китае, между прочим, 236 тысяч миллионеров. Думаете, много? Не очень — в США в 10 раз больше. Но китайцы — пусть и в этом отдельно взятом аспекте — наверняка скоро догонят и перегонят Америку. А я посмотрю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter