Минск
+10 oC
USD: 2.04
EUR: 2.27

Можно ли жить без личного авто?

Роскошь или необходимость?

Мы с автошколой встречались полгода. Причем наши отношения были довольно напряженными. Видимо, не сошлись характерами. Да и что скрывать — я ей изменяла. После занятий, откатав на машине по городу отведенное время, я бежала к другому. Мой верный друг ждал меня у входа. Я садилась на него и понимала: это любовь. Кто-то бросал на нас косые взгляды, кто-то снисходительно улыбался. Да, я ездила в автошколу на велосипеде. И вот что интересно: в его «железных объятиях» я чувствовала себя гораздо более комфортно и защищенно, чем за рулем автомобиля. Думала, что пройдет. Ошибалась.


У меня была возможность иметь собственный автомобиль, однако я отказалась. Водительские права так и не получила. Вовсе не из-за того, что провалила экзамен, ― я на него даже не пошла. Жизнь без автомобиля все-таки показалась мне более привлекательной.

В теплое время года продолжаю передвигаться на велосипеде. Если вы поступите так же, то с удивлением осознаете: Минск совсем небольшой. На «двух колесах» можно добраться из одного конца города в другой за час, максимум ― полтора. И это не будет угнетающим простаиванием в пробке. «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было», — почтальон Печкин всегда знал, что экологически чистый вид транспорта улучшает наше психическое состояние. Может, стоит прислушаться к старому герою мультфильма?..

В Минске около 80% выбросов загрязняющих веществ приходится на автомобили и только 12% ― на промышленные предприятия. Пару лет назад в столице провели эксперимент: перекрыли участок дороги в центре города и измерили там концентрацию вредных веществ. По результатам, их уровень снизился почти в полтора раза. А еще во время акции, когда водителей призывают отказаться от использования авто, выбросы вредных веществ снижаются на 100 — 200 тонн. Меня эта информация заставляет еще активнее крутить педали.

Александр Томчин в своей книге «Германия без вранья» рассказывает, как однажды власти Мюнхена решили доказать жителям, что на транспортных средствах, не загрязняющих окружающую среду, можно доехать быстрее, чем на автомобиле. Было организовано шоу, где участники, в том числе известные политики и деятели искусств, выехали одновременно из одного места города на велосипеде, общественном транспорте или на своей машине. Их целью было как можно скорее добраться до центральной площади. Автомобилисты соревнование проиграли.

В День без автомобиля, 22 сентября, минские водители смогут бесплатно ездить в общественном транспорте. Для этого надо предъявить водительское удостоверение и техпаспорт.

Недавно на глаза попался материал, в котором герои, ― в прошлом заядлые автомобилисты, ― рассказали, почему отказались от личного автомобиля. Один из них рассчитал, что с финансовой точки зрения ему выгодней передвигаться на такси. Действительно, с развивающимся сервисом Uber и каршерингом личная машина скорее становится символом достатка или любимой игрушкой ее владельца. Для другого героя отказ от автомобиля — это экономия времени. Пробки и поиск места для парковки были для него настоящей мукой. А так как общественный транспорт ходит четко по расписанию, мужчина даже стал реже опаздывать. Третий же герой стал больше ходить пешком и ездить на велосипеде, тем самым улучшив здоровье.

Как ни старался предупредить нас Олдос Хаксли, но мы все равно живем в «дивном мире» потребления. В поведении покупателей социологи отмечают эффект подражания, когда мы делаем покупки только потому, что их совершили другие, например соседи Ивановы. Было бы здорово, если бы эффект подражания действовал наоборот. И если друзья Петровы откажутся от использования личного авто, мы поступим так же.

kosar@sb.by   
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей МАТЮШ
4.33
Загрузка...