Рустам Сагдуллаев о красоте Анастасии Вертинской и автопарке в Смолевичах

Ромео из Ташкента

Вчера в Минске отгремела торжественная церемония открытия XXV Минского международного фестиваля «Лiстапад». Ее почетным гостем и триумфатором стал Ромео из Ташкента, исполнитель одной из главных ролей в знаменитом фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Решением Главы государства специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» присужден актеру, заслуженному артисту Узбекистана Рустаму Сагдуллаеву.

фото Виталия Пивоварчика.

Принимая награду, Рустам Абдуллаевич был растроган и не скрывал, что столь высокое внимание для него неожиданно, приятно и почетно. Вспомнил, как в далеком 1973 году снимался в Беларуси в Смолевичах в фильме Равиля Батырова «Незабытая песня». Его партнершей по картине была «красивая и добрая актриса — редкое сочетание качеств» — белоруска Светлана Суховей, в то же время он сблизился с Геннадием Гарбуком, Ростиславом Янковским и другими актерами. С тех пор его дружба с нашими кинематографистами никогда не прерывалась, а по приглашению оргкомитета «Лiстапада» в 2014 году Рустам Сагдуллаев был членом жюри конкурсной программы. И всегда с огромным удовольствием принимает приглашение заглянуть в Минск. Об этом и многом другом мы с ним побеседовали вскоре после торжественной церемонии.

— Я сказал на днях своим друзьям в Москве и Ташкенте, что лечу в Минск на «Лiстапад», вы знаете, как они мне позавидовали?

— Не знаю, Рустам Абдуллаевич. Как? Фестивалей же много.

— Да, но только на «Лiстападзе» царит такая особая доброжелательная атмосфера. Ваш форум лишен излишнего пафоса, официоза и коммерческого подхода, здесь все уютно, по–домашнему и тактично. К гостям очень внимательно относятся, и насколько я могу судить — у вас все идет так, как нужно. Скажем, меняется облик Минска — город становится современным, модным, динамичным, но в нем по–прежнему живет дух того времени, когда мы были молодыми и беззаботными. Еще в советский период ваша киноплощадка в Смолевичах гремела на весь Союз своей оснащенностью, в автопарке были все машины — от танков до мотоциклов, и все на ходу.

«Влюбленные»

— Сейчас натурная площадка в Смолевичах после реставрации еще лучше стала.

— Я слышал об этом, очень хочу в этот раз съездить и посмотреть. Но самое ценное, что у вас есть, — это люди, поверьте мне. Пережив много серьезных исторических потрясений, вы умеете ценить мир, уважительно относитесь к представителям других стран, иностранцы это чувствуют — и открывают вам душу, идут к вам с добрыми намерениями. Как уже сказал, все хотят приехать к вам на «Лiстапад».

— Все вспоминают вашу роль в фильме «В бой идут одни «старики» и, как вы признаетесь, до сих пор могут назвать вас Ромео по ошибке.

— Я, кстати, люблю, когда меня так называют.

«В бой идут одни «старики»

— Не раздражаетесь? Некоторые актеры жутко не любят, когда им напоминают одну и ту же роль годами.

— Это спесь, чистая спесь, я считаю. Пусть актеры только на миг представят, как много в их профессии коллег, которым судьба не дала такого шанса — той единственной одной роли, благодаря которой они могли бы прославиться. Чем бы они тогда раздражались? Нет, я считаю режиссера Леонида Быкова своим крестным отцом в кинематографе, как и Равиля Батырова, который снимал меня в «Незабытой песне» здесь у вас, в Беларуси.

— Читала, что Родион Нахапетов после совместных съемок в картине «Влюбленные» как раз вас Леониду Быкову и порекомендовал. Вместе с вами там еще снималась Анастасия Вертинская, скажите честно, она вскружила вам голову?

«Мой добрый человек»
— Вертинская? Никогда. Она же была старше меня на пять лет. А в наше время было не принято заглядываться на девушек постарше. К тому же я в кино с 13 лет снимался, читал регулярно журнал «Советский экран», прекрасно понимал, кто такая Анастасия Вертинская — завораживающей красоты звезда, недосягаемая богиня. Нет, я со стороны восхищался ею, конечно. Но ни Вертинской, ни Нахапетову лишний раз старался не надоедать, он такой серьезный всегда был, задумчивый, рассудительный. Помню, как режиссер Ильер Ишмухамедов подробно репетировал с нами совместные сцены, какие–то задачи актерские ставил, сейчас этого ничего нет на съемочных площадках, я бы сказал, что из кино ушла художественность постановки.

— Возможно, из зрительского и коммерческого. Но есть же авторские картины. Скажем, фильмы Александра Сокурова нельзя обвинить в том, что они лишены художественности.

— Сокурова фильмы не всякий поймет, он немножко такой — с претензией. Но его с удовольствием берут Канны и Венеция и награждают призами. Откуда вышел Сальвадор Дали? Оттуда же. Я вот, например, Сальвадора Дали не понимаю. У него талантливый, но, по–моему, извращенный вкус. Что это значит в картине — лежит на песке голова лошади и смотрит? Но люди покупают это за баснословные деньги и любуются. Ради бога. Это их вкус. Но не мой.

— А как в Узбекистане сейчас обстоят дела с кинематографом?

«Прощай, зелень лета»
— Мы не останавливаемся. Снимаем по 10 — 12 картин в год, другое дело — какого они качества. В основном это фильмы такие, знаете, для внутреннего пользования, их не представишь с гордостью на фестивале. Хотя есть и у нас крепкие режиссеры, вот Юсуп Разыков, например, он в этом году у вас на «Лiстападзе» будет председателем жюри основного конкурса — наш парень, ташкентский.

— Сейчас его чаще представляют как режиссера из России.

— Да, он уехал. Видимо, ему стало тесно снимать в Узбекистане. Но сейчас у нас такой период — когда все снова возвращаются. Молодые кинематографисты как–то воодушевились и на подъеме, мне кажется, пишут новые сценарии, я их читаю и даже нахожу что–то интересное для себя. Сейчас, например, занят в двух проектах, один узбекско–российский, второй — копродукция с Индонезией.

— Чудеса, каких только совместных фильмов не бывает.

«Тихая застава»
— Когда Индонезию приняли в ШОС, наши кинематографические с ними связи в том числе сразу наладились. Долгое время это была закрытая мусульманская страна, там население 300 миллионов жителей, только представьте себе их потенциал. И вот мы с ними сейчас снимаем совместное фэнтези.

— Очень интересно, правда. А с белорусскими коллегами есть планы сотрудничать?

— Я заметил, во время фестиваля в Минске мы все воодушевляемся, придумываем новые идеи, принимаем предложения друг друга, а потом этот энтузиазм куда–то улетучивается и — исчезает до следующих встреч. Думаю, что сейчас такое время, когда нужно объединяться всем со всеми и снимать как можно больше кино. Уверен, что и белорусские, и узбекские кинематографисты сейчас переживают новую волну и должны вот–вот прозвучать — по накопительному принципу, ведь давно у нас не было громких имен в кино, правда?

— Очень давно.

— Вот–вот появятся. Я вам обещаю.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter