История трех бабушек, которые ни за что не уедут из деревни Ромашки

Ромашки спрятались

в «цветочной» деревне Ляховичского района

В «цветочной» деревне Ляховичского района 

Хорошо спрятались Ромашки и в полях Ляховичского района. Не сразу нашли к этой деревне дорогу, немного поплутали по околицам. Заслышав шум машины, на главную и единственную улицу Мира высыпают все немногочисленные жители Ромашек. С одного конца деревни торопятся Мария Изидоровна ШАПЕЛЬ и Нина Владимировна МАСТИЛОВСКАЯ, а с другого — Груня Ивановна САВКО. Приезжие тут — целое событие.

Эти три бабушки из Ромашек — ни ногой. Так и сказали мне: никакие уговоры не заставят их покинуть родные места. В городе им скучно, тоскливо и неуютно. Пение птиц, петухов, долгие беседы на лавочках друг с другом, чистый воздух, широкие просторы… Разве это все променяешь на каменные джунгли?

21-3.png

Груня Ивановна Савко


Мария Изидоровна —1930 года рождения, Груня Ивановна — 1941-го, Нина Владимировна — 1937-го. Повидали на своем веку всякое… Все трое не местные, замуж сюда вышли… Как и все в Ромашках, в колхозе трудились, работали полеводами. 

— Наше село было крепкое. Все по две коровы держали, тридцать-сорок на деревню стадо. Это еще в пятидесятых годах. А теперь нет буренок, — вздыхают бабушки. Правда, Нина Владимировна всегда с молоком, поскольку держит коз, в прошлом году было у нее их тринадцать (!), осталось пять. 

romashki.png— Тесненько хаты стояли, в землю окнами, — продолжают рассказ. — Дома были старенькие, низенькие. А сейчас всего домов восемнадцать — и жилых, и нежилых… 

Нина Владимировна из троих самая активная, все никак на лавочку не усадить. О себе говорит с удовольствием: «Окончила девять классов в Домоткановичах Клецкого района. Что делать дальше? Папа и мама что имели тогда? Беднота. Собиралась поступать в Несвиж, на медсестру, а мама говорит: «На что мы тебя будем учить? И как?» И не поехала. А тут появился жених, на девять лет меня старше, заготовитель яблок». Мама посоветовала: «Иди замуж. Хоть не будешь голодать». Ну, я и пошла, так и поселилась в Ромашках». 

— Как сегодня здесь живется? 

— На жизнь обижаться нечего. Ну а старость всегда не в радость. Цивилизация и к нам добралась. У всех есть телефоны. Автолавка приезжает постоянно. Хлебушек доставляют свежий, хороший, продавщица добрая. Нужны комбикорма курам — привезет… День деревни как-то, было дело, славно, весело отметили. Концерт хороший показали… Беды нам тут нет. Только бойся, чтобы зимой не упасть на улице. Засыплет снегом…

21-7.png

Мария Изидоровна Шапель и Нина Владимировна Мастиловская


– В Ромашках лишь наши три дома и зимуют, и «веснуют», — то говорят одновременно, то замолчат старожилки. — А теперь приехали те, кого забирают дети на зиму. А так у нас всего восемь или девять человек. Вот напротив дом дачника, купил его здесь. Приезжает на лето из Барановичей. Местные Манька и Валик к Великодню тут были. Ростик приезжает в деревню в апреле. А уезжает, когда снег падает... 

Ромашковчанки взялись показать всю деревню и повели по улице Мира. Дорога заросла травкой, хорошо видны только две виляющие колеи. 

На улице спокойно, деревня как будто уснула, может, от летней жары: не слышно собак, не скрипят двери, только ласкает слух пение птиц. Вот и аисты — еще одни жители Ромашек — свили гнездо на столбе.

— Скоро улетят. Тут гнездо, там и там… — показывают провожатые. 

Огороды посажены не везде. Деревня не та что прежде, признают бабушки, не всюду видна хозяйская рука. Окна то пустые, то зашторенные в опустевших избах. Заборы покрылись узором-мхом, но иногда даже очень крепко стоят. Видно, когда-то на совесть поставлены хозяйской рукой. Да и дома на вид не старые, не вросли в землю, не покосились.

21-4.png


— Фотографируйте, как в Ромашках хорошо, — улыбаются бабушки. 

На грядках трудится Валентина Катковская. Валентина Ивановна прибыла в деревню вместе с пекинесом, который постоянно крутится у ног. 

— Я — дачница. Живу в доме тетки… Родилась рядом — в Подлесье, все детство в Ромашках провела. Хоть и далековато из Минска ездить, но мне здесь хорошо. Спокойно. В земле тут копаюсь, работаю. На все лето обосновалась. С мая как приехала, так и до сентября буду жить. Картошки тут немножко посадила. Дети приезжают из Минска.

— Одна живете? 

— А чего бояться? Иногда даже и не закрываю ничего. Телевизор у меня есть и магнитофон. Могу включить их, чтобы вещали на всю деревню. 

— С местными бабушками общаетесь?

— Ну а как же. «Знаёмыя» с детства. Только я прожила в Минске семьдесят лет, там с 1954 года. 

По правую руку за домами речка Шевелевка. Недалеко убежала от Ромашек. «И Шевелевка не такая, как раньше. Осушили, испортили, — вздыхают сельчанки. — И рыбу тут раньше ловили кошами, и раков… Сделали из речки канаву. Была широкая, полная, а стала узкая. В былые времена местные все ходили в субботу на речку и мылись. Полотна там белили. Белье полоскали».

А лес далеко. Самый близкий — в Грушевке. «И по грибы, и по ягоды ходили туда. Болото было, но змей не видели. Мы сами, как змеи», — юморят бабушки. 

Самые близкие люди  они друг  другу. Нина Владимировна не скрывает: «Я Бога прошу, чтобы хоть жила моя подруга Манечка». А Мария Изидоровна в ответ: «А если ты умрешь, то я хоть одна, но буду жить в деревне». — «Не поедешь к детям?» — «Нет». — «А меня дочка заберет силой». — «И меня забирают. Хоть сегодня. Надоели. Я не хочу». — «Не хотим в городе жить. Боимся. Там бесправие. А я тут хозяйка сама себе. Куда я пойду? Я печь люблю. Выпалю ее, греюсь. Красота! А у соседки свет горит — хорошо. Значит, Маня жива».

21-8.png

Мария Николаевна Блохина


Сидит на лавочке Мария Николаевна Блохина, тоже рада пообщаться, заулыбалась:

— Я тут коренная жительница. Этих девчат мужья привезли, а я здесь родилась. Самая старшая из коренных. Мне 75 лет… Как говорят: «На гары стаіць бяроза, сок салодкі сочыцца, жыццё радасна настала, паміраць не хочацца…» Раньше была шустрая деревня, веселая. Только у моего деда было шестеро детей и у других  тоже… У нас тут были распространены такие фамилии: Товпеки, Савки, Мастиловские, Шапели.

Интересно, откуда Ромашки получили свое столь поэтичное название? По одной из легенд, здесь стояла когда-то панская усадьба, утопавшая в полевых цветах. Если обратимся к книге «Память» Ляховичского района, найдем здесь такое описание: «Ромашки — деревня Подлесского сельсовета. До 1551 года Ромашковичи — село в Ляховичской волости — шляхетская собственность, Барбара Радзивилл подарила его ляховичскому земянину-вассалу Чарковскому».

21-2.png


Бродя по деревне с бабушками, мы искали и ромашки. Но они почти отцвели. И только в своем огороде Груня Ивановна нарвала букетик. 

– Хватало у нас тех ромашек, — помнят бабушки. — Росли и в огороде, и в поле. Хорошо было. Мы рвали ромашки не только для красоты, но и лечения. Когда дети были маленькие, из этих цветов веночки плели. Может, и правда от ромашек пошло название деревни? Все удивляются, когда скажешь, что живешь в Ромашках. Хвалят, что красивое название. А по-местному ромашка — «румянок».

Журналиста жительницы Ромашек долго не хотели отпускать. Одна бабушка принесла конфет, вторая яблоками угостила. А Мария Николаевна Блохина, прощаясь, все наказывала: «Про наших руководителей напишите, пусть им Бог даст здоровье, чтобы они долго жили. Слушают нас, помогают. Когда попросим, нам землю и закультивируют, и запашут. Спасибо Виталию Ивановичу Бусько, нашему председателю колхоза...»

КОММЕНТАРИЙ 

Председатель Жеребковичского сельского Совета Ляховичского района Александр ТРИБУХОВСКИЙ:

— Совсем недавно, в мае этого года, Подлесский сельский Совет, на территории которого находилась деревня Ромашки, присоединили к нашему, Жеребковичскому. С тех пор я побывал в Ромашках уже четыре раза. Жалобы от местных жителей не поступали. 

Всего в Ромашках зарегистрированы одиннадцать человек, проживают теперь семь. Что касается социальных стандартов, то, конечно же, они соблюдаются. Взять уличное освещение. Хоть деревня Ромашки маленькая, но там висят четыре фонаря. Их включат осенью.

Автолавка в Ромашки приезжает регулярно, согласно графику. Проблем не бывает. Правда, зимой возникают некоторые вопросы по расчистке дорог, но там всегда приходит на помощь техника СПК «Жеребковичи», хотя дорога находится на балансе местного ДРСУ-200, которое тоже старается. 

А медобслуживанием населения Ромашек занимается Подлесская врачебная амбулатория. Если кому-то нужна медпомощь, в деревню приезжает фельдшер…

Вера ГНИЛОЗУБ, «СГ»


Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter