Романтика старого парка

В середине XIX века одно из лучших изданий по искусству журнал "Столица и усадьба" называл гомельское поместье одним из самых богатых и благоустроенных в России. И сегодня главная достопримечательность Гомеля — дворцовый комплекс Румянцевых — Паскевичей и прилегающий к нему великолепный парк.

Не секрет, что на территории нашей страны в целости и сохранности осталось не так уж много памятников архитектуры. Дворцово-парковый комплекс в Гомеле — счастливое исключение из правил. И сегодня это любимое место отдыха гомельчан, его непременно посещают гости города. Здесь тесно переплетаются история и современность, и каждый найдет занятие по интересам. К услугам туристов — огромный парк, дворец, в котором размещается богатая музейная экспозиция, собор Петра и Павла, усыпальница Паскевичей, пруд с лебедями, оранжерея и смотровая башня, парк аттракционов, дискотека и многочисленные кафе.
В парке можно прокатиться на лошади, или покормить с руки белок, которых тут великое множество. Впрочем, к вечеру заманить на руку рыжую вертихвостку невозможно даже орешками — белок кормят все кому не лень. В парковом “лебедином” озере, которому около 200 лет, есть удивительной красоты лебеди! Впрочем, это еще не все обитатели парка — тут живут и голуби, и дятлы, и кукушки, и еще бог знает кто. При аттракционах кормится отдельное сообщество “парковых” котов, родословная которых сложна и запутанна.

Как деревня стала Версалем
“Ипатьевская летопись” говорит о том, что поселение на месте современного Гомеля возникло в 1142 году. Принадлежало оно в разное время князьям черниговским, смоленским, но в силу исторических обстоятельств вообще вошло в состав Польши. В 1772 году Гомель стал российским владением, а через три года Екатерина II подарила “деревню” (именно так именовался Гомель в высочайшем указе императрицы) графу Петру Румянцеву. Тот первым делом велел заложить усадебный дом на высоком берегу реки, для чего снесли стоявший на этом месте деревянный замок, построенный последним хозяином Гомеля — князем Михаилом Чарторыйским. Главный корпус дворца был построен в 1793 году. Примечательно, что архитекторов у него было несколько. Связано это с тем, что у нового хозяина Гомеля оказался несговорчивый характер, и он все время ссорился со строителями, а соответственно и с архитекторами. Румянцеву очень хотелось построить настоящий шедевр, и, надо сказать, в конечном итоге так и получилось. Предполагается, что автором самого первого проекта был знаменитый Растрелли, и этот проект уже после его смерти (а умер великий зодчий в 1771 году) использовали Алексеев и Бланк. Современники называли дворец Румянцева “храмовидным домом”, и на самом деле, нечто напоминающее храм есть в его облике. А если быть предельно лаконичным, то стиль этот называется русским классицизмом.
Если присмотреться внимательно к 20-тысячной купюре Национального банка, которую украшает картина Наолеона Орды, то можно обнаружить: с того времени дворец если и изменился, то весьма незначительно. По крайней мере восстанавливавшие его уже в постсоветские времена реставраторы постарались. В советское же время здесь размещались Дворец пионеров и краеведческий музей. Реконструированные дворец и парк вызывают восхищение, особенно если вам довелось видеть, из чего это все воссоздавалось. Расположенный рядом с дворцом собор Петра и Павла — плод стараний уже сына фельдмаршала, Николая. С его именем связан, если так можно сказать, расцвет и самого города. Николай Петрович, как человек умный и образованный, был озабочен не только обустройством собственного имения, но и города вообще. Для этой цели он пригласил талантливого архитектора Джона Кларка. Ему мы обязаны строительством Петропавловского собора. Несмотря на то, что Кларк был англичанином, в моде того времени существовал своеобразный диктат Франции. А потому Петропавловский собор очень напоминает парижский собор святой Женевьевы. А расходящиеся от паркового комплекса в виде лучей улицы города — принцип, позаимствованный Кларком у Версаля.

Кто гомельчанам парк подарил?
Если рассматривать владельцев дворца с той точки зрения, что каждый из них оставил после себя, то Румянцевы занимались архитектурой, а Паскевичи — ее обрамлением. Так, при Паскевичах были построены часовня и усыпальница, а слева к дворцу пристроена зубчатая башня с часами. Кстати, всем этим занимался очень известный в то время архитектор Адам Идзиковский. Как человек весьма воинственный, граф Паскевич во время своих визитов домой повелевал вывешивать на башне свой штандарт. Полный титул следующего после Румянцевых владельца Гомеля — граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский, князь варшавский. Именно ему гомельчане обязаны великолепным парком — у его сиятельства был своеобразный биологический “бзик”. Ценные и даже очень редкие в то время породы деревьев ему доставляли со всего света. Парк при Паскевиче представлял собой настоящий шедевр: мраморные итальянские статуи, искусственные гроты, вазы и прочее.

Почему заводская труба в маяк превратилась
Она почему-то называется “смотровая башня-маяк”, хотя никакого отношения ни к тому, ни к другому не имеет. На самом деле строение, внутри которого сейчас встроена винтовая лестница, а на самом верху — огороженная площадка, не что иное, как бывшая труба сахарного завода Паскевичей. Правда, с противоположного берега Сожа она действительно выглядит как маяк высотой метров в сорок. Если рискнете взбираться, то советую запастись терпением — внутри практически нет освещения, а винтовая лестница очень узкая. Но зато открывающийся сверху вид с лихвой вознаградит вас за мучения во время долгого подъема — получите ощущение настоящего полета.
Рядом с башней, то бишь с трубой, находится оранжерея под стеклянной крышей. Этот “зимний сад”, как его еще называют, был заложен примерно в 1870-х годах тоже в помещениях бывшего завода. Здесь большое количество растений, в основном субтропических и тропических. В небольшом бассейне плавают рыбы, а в террариумах ползают и плавают черепашки.
Впрочем, если уж мы так подробно рассматриваем окрестности дворца, почему бы не заглянуть и внутрь? Конечно, здесь нет мифических сокровищ, которые рисуются каждому, кто хоть раз в жизни пытался ощутить романтику старинных дворцов. Но тем не менее работникам музея удалось собрать вещи, некогда принадлежавшие бывшим владельцам имения. Это титанический труд, достойный уважения. Основная экспозиция — во дворце, продолжение — в “Охотничьем домике”, который, правда, находится далековато от парка. В нем — коллекция часов, принадлежавшая Паскевичам. Уникальные по красоте и древности вещи найдете вы в этой экспозиции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter