Романтика промышленных высот

Зависнуть у стены многоэтажного здания на высоте метров этак 60, имея в качестве страховки лишь тонкую веревку.
Зависнуть у стены многоэтажного здания на высоте метров этак 60, имея в качестве страховки лишь тонкую веревку... Кому под силу такой экстрим? "Спайдермену", то бишь Человеку-пауку? Горстке смельчаков из кинофильма "Ямакаси"? Может быть. Каскадеры, спецэффекты, компьютерная графика - мировая индустрия шоу-бизнеса готова пожертвовать любые деньги, чтобы сделать очередной зрелищный проект. Но есть люди, для которых лазание по отвесным стенам небоскребов - это повседневная работа. О них не снимают кино. Ведь что необычного в том, если, используя лишь альпинистское снаряжение, они трудятся во всевозможных малодоступных местах, выполняя работы самого широкого профиля, от монтажа рекламных установок и мытья окон до... похищения невест.

Работы по спасению ангела

История промышленного альпинизма, а именно так сегодня называется профессия этих людей, насчитывает не одну сотню лет. Например, различные работы в подвешенном на веревках состоянии люди выполняли еще в парусном флоте, откуда, кстати, в альпинизм и промышленный альпинизм пришли многие узлы. Во время Великой Отечественной войны альпинисты покрывали маскировочными чехлами золоченые ленинградские шпили и купола, спасая их от бомбежки. А уже в наше время их последователи реставрировали ангела на Александрийской колонне...

Окончательно перейдя из сферы чисто спортивных задач, несколько лет назад постановлением министерства труда России промальпинизм был внесен в официальный реестр тарифно-квалификационного справочника работ и профессий. И сегодня, оценив все преимущества промальпинистской техники, с ее помощью выполняют не только какие-то уникальные, но и обычные строительные и монтажные работы. Ведь зачастую это оказывается гораздо эффективнее (быстрее и дешевле), чем возводить строительные леса или использовать автовышки.

Несмотря на отсутствие небоскребов, промышленный альпинизм нашел широкое распространение и в нашей стране. Как ни странно, этому поспособствовал распад Советского Союза. Не секрет, что общей тенденцией того времени стал "челночный" бизнес, который засасывал людей всех профессий, в том числе и строительных. И стоило только объявить, что кто-то готов взяться за работу на высоте, как тут же со всех сторон сыпались заказы. Чтобы насытить этот рынок, к строительным работам стали привлекать альпинистов. Они без особого труда осваивали смежные специальности.

В Минске одним из объектов, где была успешно применена техника промышленного альпинизма, стал костел святых Сымона и Алены, на котором заказчик пожелал заменить старинную керамическую черепицу мягкой финской кровлей. Чуть раньше минчане могли наблюдать современных "спайдерменов", ремонтирующих фасад башни управления метрополитена. Сидя на промальпинистской штурмовой площадке, в просторечии "сидушке", изготовленной из толстой фанеры и пропитанной эпоксидной смолой, они бесстрашно выполняли задание. "Там на самом верху отвалилась штукатурка, - вспоминает председатель строительно-производственного кооператива "Альпром" Виктор Борисенко, - всего каких-то 5 квадратных метров. И городить леса снизу вверх под самую макушку ради такого объема работы было просто невыгодно. Поэтому мы решили "завесить" там несколько человек, которые сделали всю работу за 5 дней, что обошлось метрополитену, наверное, раза в 3 дешевле. Причем ребята трудились в очень сложных условиях, даже по ночам, дабы не препятствовать работе самой станции метро".

Среди других объектов внимания промышленных альпинистов - гидроэлектростанции, радио- и телемачты, здания со сложной архитектурой. Технология промальпинизма применялась при монтаже элементов наружного оборудования и оформлении Московского автовокзала, при мытье мраморных стен Дворца Республики, а также проведении ремонтно-профилактических работ на ретрансляционной башне в Чуденичах, на что потребовалось более полутонны краски и сотня килограммов растворителя и антикоррозийного покрытия. А дымовые трубы, мосты, ремонт и герметизация швов панельных зданий! Одна из последних работ смельчаков - ремонт герба на здании Могилевского облисполкома. А ведь предприятий, аналогичных минскому, которые в своей работе применяют технику промышленного альпинизма, в нашей стране насчитывается с десяток.

Розы в строительной пыли

Казалось бы, что может привлечь романтиков-альпинистов в монотонной строительной работе? Деньги? "Безусловно, - ответил на мой вопрос один из альпинистов, согласившийся применять свои навыки в строительстве, Александр Максименя. - Но есть еще что-то. Может быть, все то же желание преодолеть свой страх, которое однажды привело меня в горы. Ведь даже спустя десятилетие после первого восхождения каждая высота, будь то новая горная вершина или очередная работа на высоте на сложном объекте, - это снова и снова преодоление самого себя".

Вместе с тем Александр отметил, что и в монотонной работе высотников нередко случаются нестандартные ситуации. "Вишу я как-то на уровне 3 - 4-го этажа, - вспоминает он, - и слышу - снизу мужик зовет. Говорит, что ключи от квартиры забыл, и, мол, не мог бы я залезть в форточку и открыть ему двери. Конечно же, я мог бы это сделать, но только откуда мне знать, кому я двери буду открывать? Так что от подобных просьб всегда отказываюсь".

Впрочем, это еще что. Однажды "промальпов" наняли, чтобы... украсть невесту. Вот страху-то натерпелась девушка - ведь все выглядело так натурально! А еще был случай, когда молодой человек попросил верхолазов помочь сделать необычный подарок своей возлюбленной. Рано утром, опутавшись веревками, один из них тихо прополз по стене спящей многоэтажки - проснувшись, девушка в своем окне на седьмом этаже нашла огромный букет красных роз...

- А я слышала, что в Москве и в Гродно нашлись смельчаки, которые под Новый год, облачившись в костюм Деда Мороза, через окна доставляют детишкам подарки. Вы бы так смогли? - спрашиваю Александра.

- Технически это не проблема, главное - с ЖЭСом договориться, чтобы чердак открыть и на крышу забраться. А вообще идея очень интересная. Если кто-нибудь попросит, наверняка соглашусь.

Профессия, которой нет

Странно, но, несмотря на такую востребованность, официально специальности "промышленный альпинист" в нашей стране до сих пор не существует. А людей, которые занимаются этой работой, по старинке называют монтажниками-высотниками, которые применяют в своем труде технологию промышленного альпинизма. Между тем разница очевидна. В частности, альпинисты отличаются более серьезной подготовкой для работы на высоте. А еще - большей свободой. Монтажник ограничен поясом, фалом и требованиями техники безопасности, разработанной для него. Промальпинист гораздо мобильнее и быстрее. К примеру, если у простых высотников много сил и времени уходит только на то, чтобы подавить страх перед падением и контролировать равновесие, что заметно снижает качество работы (иногда становится просто не до нее), то для альпиниста "прогулка" по отвесной стене - обычное дело. "Вышколенная" в горах техника применения линейных опор позволяет им не думать о безопасности, а целиком сосредоточиться на выполнении работы - окраске, штукатурке, заделывании швов, мытье окон и так далее.

Промальпинисты нужны. И именно поэтому заинтересованные предприятия предложили Министерству труда внести в тарифно-квалификационный справочник новую специальность. Ведь какими бы семимильными шагами ни развивались современные технологии, в том числе и приспособления для доставки человека в рабочую зону, а без промышленного альпинизма нам еще долго не обойтись...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter