Как обустраиваются на первом рабочем месте молодые педагоги, распределившиеся на Гомельщину

Романтика глубинки

Позавчера ученик, вчера студент, сегодня учитель. 842 молодых специалиста в этом году в Гомельской области переступили порог учреждений образования. Некоторые вернулись в свои родные школы, но теперь уже в статусе педагога. Как приняли на первом рабочем месте молодых специалистов, узнал корреспондент «Р».

Из-за парты — за стол учителя

Агрогородок Столбун в Ветковском районе известен на всю Беларусь, да и за ее пределами своим обрядом «Пахаванне стралы». Смысл обряда — отвести стрелу от деревни. Понятие «стрела» используется здесь в широком смысле: это и небесная молния, и война, и пожар, и беда. Любая опасность должна обойти сельчан, если ежегодно проводить этот обряд. Участвуют в нем только женщины. Обязательно учительницы местной школы, хоть и не все. Молодой специалист Дарья Гаврикова — учитель белорусского языка и литературы, все местные традиции знает назубок, так как заканчивала именно Столбунскую среднюю школу.

Учитель белорусского языка и литературы Дарья Гаврикова и ее 5 класс.

— Сидела за первой партой, — вспоминает девушка. — Теперь за столом учителя. Это уже повышенная ответственность за будущее учеников. По-другому воспринимаешь урок и предмет. Я училась по целевому направлению, руководство школы сделало на меня ставку.

Кстати, в Гомельской области 158 учителей в этом году получили образование на условиях целевой подготовки. Многие возвращаются в родные школы учить следующие поколения земляков, а это важно с точки зрения закрепления. Стоит говорить не только о целевой подготовке. В сельских школах учителя знают, куда поступают их ученики. Если они идут на педагогические специальности, школы предлагают им пройти практику, а нередко и предоставляют место работы. 

Чем манит деревня 

В большом городе работа педагога часто не видна за школьной суетой. Сложно добиваться успеха, когда у тебя в классе 30 учеников, а в школе — под две тысячи. В сельской местности другой ритм, в классе может быть и четыре ребенка. Это не значит, что с ними легче, просто создается более душевная атмосфера, рассказывает молодой специалист с годичным стажем работы, учитель химии и биологии Мария Никитина:

Учитель химии и биологии Мария Никитина на занятии с 8-м классом.

— Я сама гомельчанка. Сюда направлена по распределению. Отработка — два года. Нам, троим приезжим молодым специалистам, выделили двухкомнатную квартиру. Условия нормальные. Одна из особенностей работы — популярность. Учителя в деревне очень многие знают в лицо. В плане профессии здесь есть возможность поработать с каждым ребенком. Для педагога это тяжелее, но интересней. Мы здесь все находимся в более тесном взаимодействии, чем учителя и ученики в городских школах. 

Больше всего молодых специалистов в этом году направлено в Жлобинский, Гомельский, Речицкий и Рогачевский районы. Один из важных пунктов закрепления в сельских школах — возможность быстрого карьерного роста. Есть примеры, когда директорами школ становятся едва ли не сразу после получения статуса молодого специалиста. Плюс хорошие доплаты: сельские, за контракт и т.д. В итоге молодой учитель на селе получает значительно больше своего бывшего однокурсника, распределившегося в большой город. Деревня сегодня притягивает учителя рублем. Но нужны более весомые бонусы, признается директор Столбунской средней школы (и ее же выпускник) Леонид Гришечкин:

— Я работаю директором школы с 1987 года, не одно поколение молодых специалистов повидал. Могу сказать, что, кроме зарплаты, важным фактором является наличие жилья. Если бы могли обеспечивать молодых специалистов повсеместно полноценным арендным жильем, то это было бы важнейшим пунктом закрепляемости не на три-пять лет, а на всю жизнь. Небольшие расстояния в Беларуси и постепенное развитие агрогородков делают грань между городом и деревней все менее резкой. Зато какой тут воздух!

YouTube школу не заменит

Кто из города в деревню, а иные, наоборот, стремятся к большим культурным центрам.

Дмитрий Вазовиков родом из Буда-Кошелевского района. Теперь трудится учителем математики в гомельской школе № 62. Общежитие сейчас выбирает, ему предложили несколько вариантов. Пока дипломированный (с красным дипломом) математик свое будущее видит именно в школе:

Учитель математики Дмитрий Вазовиков в 9 «В» классе. 

— Современное общество пытается девальвировать ценность профессии учителя. Мол, можно всему научиться на YouTube. Увы, так не получается. Должна быть система преподавания знаний, тогда интернет-уроки будут приятным бонусом. В этой системе центральный человек — учитель. Многие даже не осознают, как много в их жизнь привнесли школьные педагоги. На данный момент я хочу продолжить эту хорошую традицию делать наших детей умнее.

Важный момент: молодые специалисты вне зависимости от профессии пользуются разноплановой поддержкой государства. Как результат — за последние пять лет на Гомельщине среднеобластной показатель закрепляемости молодых специалистов на своих рабочих местах вырос с 55 до 70 процентов. Работа в этом направлении ведется постоянно, обращает внимание начальник главного управления образования Гомельского облисполкома Руслан Смирнов:

— Процент закрепления молодых специалистов, — тех, кто остается трудиться на месте обязательной отработки, варьируется. Но достигает и 80 процентов. В этом плане лучшие показатели у Мозырского, Светлогорского и Ветковского районов. Для молодых специалистов предусмотрены бонусы: ежемесячные надбавки к зарплате от 10 до 50 процентов, частичная компенсация затрат на аренду жилья и проезд, оказание материальной помощи.

ГАРАНТИИ ДЛЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

В первую очередь молодой специалист может рассчитывать на первое постоянное рабочее место. Выпускника должны принять по специальности, которая указана в его направлении. Во-вторых, новому работнику гарантируют свое­временную оплату труда и несколько дополнительных дней к отпуску. В течение первого месяца работы наниматель должен выплатить новичку денежную помощь — подъемные. Эта сумма зависит от уровня об­разования и размера стипендии, которую студент получал в последнем семестре. Законодательством закреплены положения, по которым выпускники могут рассчитывать на повышение окладов. Так, доплату 20 процентов от тарифной ставки получают специалисты в сельской местности, на 50 процентов больше начисляют молодым специалистам из банка одаренной и талантливой молодежи. В течение двух лет выпускникам с высшим и средним специальным образованием, которые распределились в бюджетные и иные организации, получающие субсидии, повышаются на 10 процентов тарифные ставки (оклады).

КСТАТИ

Важная особенность Гомельской области и части Могилевской. Молодым специалистам, приступившим к работе в школах и детсадах в зонах с правом на отселение и последующего отселения (на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС), полагается единовременная выплата 200 базовых величин (5100 рублей) при заключении контракта на пять лет, а парням — еще и отсрочка от армии на весь период работы.

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Иван ЯРИВАНОВИЧ