Роман ОЛЕЙНИК, генеральный директор РУП “Издательство “Белорусский Дом печати”: “В конкуренции печатных изданий и Интернета победит читатель”

«В конкуренции печатных изданий и Интернета победит читатель»Внешний вид газет и журналов за последние годы изменился, как салон мод после поступления новой коллекции. Сейчас никого не удивляют пестрые полосы изданий с яркими полноцветными снимками. Не воспринимается диковинкой и то, что краска может пахнуть, как французские духи. Полиграфия творит чудеса.Как далекое прошлое воспринимаются линотипы -- непременный атрибут типографий конца прошлого века. Сегодня не нужно набирать в металле по буковке слово за словом. Компьютерный текст переносится на печатную форму и -- можно запускать станок.Цвет перестал быть уделом дорогих альбомов и лощеных книг. Применение высоких технологий позволило раскрасить и периодику. Прогресс дошел до того, что труд печатника становится сродни труду оператора, где нужно лишь следить, как работает умная машина.

Старейшее в Беларуси “Издательство “Белорусский Дом печати” сегодня представляет собой новейшее производство, где собраны самые передовые технологии. Генеральный директор предприятия Роман Олейник говорит, что хотя печатное слово стало менее весомым (в физическом измерении), но его общественный вес растет, а значит, полиграфический процесс востребован. Так какими же будут книги, журналы, газеты в будущем?

— Изменения в газетном оформлении происходили на ваших глазах. Что было раньше и что сейчас?
— Если взять периодику до 1975 года, то на иллюстрациях можно только угадать, кто или что  изображено. Это был высокий способ печати. Переход на офсет (Беларусь была, кстати, первой в СССР) позволил сделать гигантский шаг вперед. Что же касается цветных газет, то ими тогда назывались не те, которые есть сейчас — многокрасочные, а лишь со  второй краской “на лице” — так выглядели названия  “Пионера Беларуси”, “Зорьки”. И это считалось шиком. Во всех остальных изданиях вторая краска добавлялась только по большим праздникам. Например, “Да здравствует Первомай!” красным цветом, а остальное — в черно-белом оформлении. Очередной технический переворот произошел в середине 90-х годов, когда мы поднялись на новый техуровень, мы перешли на многоцветную печать.
О прошлом
— Роман Степанович, с чего лично для вас начинался путь в профессию?
— Родился и жил я во Львове. А это — город полиграфистов: там похоронен первопечатник Иван Федоров, там есть полиграфические институт, техникум, училище, предприятия. Так что выбор профессии произошел как-то сам собой.
— Притяжение тайны печатного слова было?
— Меня с детства, когда брал в руки книгу, интересовало: а как же она создается? Во время учебы в школе у нас достаточно часто практиковались экскурсии на заводы. Это как бы введение в профессию. Чтобы выпускнику было легче определиться, кем он хочет стать. Посещали мы и типографии. Это завораживающее действо как появляется текст на бумаге. Мне, к слову, до сих пор это интересно.
— Как оказались в Минске?
— Во Львовском полиграфическом институте  я учился по специальности, которая тогда звучала весьма и весьма современно: автоматизация и комплексная механизация процессов полиграфического производства. Во время учебы два раза был на практике в Минске — в тогдашнем издательстве ЦК Компартии Беларуси. После окончания института получил направление на это же предприятие. Было это в 1973-м. Год проработал в техническом отделе конструктором. Потом — служба в армии. В 1975-м  демобилизовался. В это время в газетном цехе намечалась грандиозная модернизация, устанавливалось оборудование из ГДР. Оно одновременно монтировалось в типографии “Московской правды” и в Минске. Я участвовал с самого начала в монтаже в качестве механика вместе с немецкими специалистами. Это была хорошая школа, которая в дальнейшем позволила грамотно эксплуатировать и обслуживать новейшие установки, потому что слесари, электрики, механики знали все практически до последнего винтика и понимали работу всех узлов и механизмов.
— В типографии ЦК КПБ печатались главные газеты, расходившиеся по республике. Это накладывало отпечаток на работу?
— Нагрузка на газетное производство особенно возрастала во время проведения съездов Коммунистической партии СССР. За полгода до этого составлялись планы проведения технических ремонтов, закупки материалов, запчастей. В ходе съездов объемы газет увеличивались в разы. И все оборудование должно было функционировать как часы.
— Зарубежных заказов было много?
— Да. Наша продукция шла в соцстраны. Она помечалась логотипом “Экспорт”, и контроль был более тщательный, чем обычно.
— За брак строго наказывали?
— Любая клякса в газете рассматривалась как серьезнейшее нарушение.
— Вплоть до увольнения?
— В мои времена уже увольнять не увольняли, но объясняться в известных кабинетах приходилось. Лишали премий, наказывали выговорами.
О нынешнем дне
— Что собой представляет производство сегодня?
— За последние годы оно существенно изменилось. 96—97 процентов объема газетной продукции, которая выпускается в Беларуси, выходит в многокрасочном исполнении. Но мы не останавливаемся на достигнутом и в этом году внедрили впервые в стране технологию печати хит-сет, то есть печати газет на мелованных бумагах.
— Как идет прогресс в печатном деле? Кто диктует новинки? Заказчик приходит и говорит, что хотел бы, чтобы при открытии книги играла музыка? Или вы говорите ему, что появилась прорывная технология и можно ее использовать?
— Диктует всегда потребитель. А издатели в свою очередь ставят задачи полиграфистам. Например, сегодня в журналах используется запах. При рекламе парфюмерной продукции, если вы потрете по изображению, появится запах, например, духов. Этот эффект достигается применением капсулированного лака, чтобы потребитель мог почувствовать аромат, не отрываясь от чтения.
Дальше. Издатели сейчас хотят, чтобы в газетах и журналах были рекламные вложения: буклеты, СД-диски и так далее. Как это сделать, не нарушая графика выхода СМИ? Мы сейчас над этим работаем, и я  думаю, что в конце первого квартала следующего года будем готовы предложить эту услугу.
И еще. Представьте, что  в журнал вложена какая-то дисконтная карточка. А где гарантия, что одна дойдет до конкретного читателя? Значит, необходимо решить задачу поэкземплярной упаковки. И к этому мы тоже в следующем году придем. Сегодня существуют и устройства, которые в реальном времени печати тиража на каждый экземпляр наносят адрес подписчика. С той печатной техникой, которую имеем и будем приобретать, мы сможем предложить и такую услугу. Покупается программное обеспечение, создается база данных подписчиков, и читатель, беря в руки любимую газету, будет знать, что она предназначалась именно для него.
— Как на европейском фоне выглядит белорусская полиграфия?
— После открытия границ в начале 90-х годов мы стали ездить на выставки за рубеж. Первое впечатление — мол, отстали навсегда. Сегодня же, посещая западные типографии, видим, что используем такие же технологии.
Скажем, еще пять лет назад мы и мечтать не могли, что внедрим технологию “Компьютер ту плэйт” — файлы из редакций по оптоволоконным линиям поступают к нам в отделение подготовки печатных форм, раскладываются в файлы полос по печатным машинам, а далее — на записывающие устройства, и лазер, минуя фотопроцессор, выписывает изображение сразу на печатные формы. Таким образом, удалось убрать целый ряд промежуточных звеньев, что позволяет сравнять график выхода цветных и черно-белых газет и к тому же существенно улучшить качество. Мы закупаем самое современное оборудование и программные продукты.
— Вопрос лишь в финансах?
— Сейчас для нас не составляет сложности взять кредиты, потому как у издательства уже неплохая кредитная история. На первую многокрасочную машину мы взяли ссуду в банке на пять лет. Опасались — будет ли спрос на продукцию? А расплатились за два с половиной года. То есть наша услуга оказалась востребованной, техника работала практически в три смены, без остановок.
Вторую партию машин “Тэнсор”, в том числе и для печати на мелованной бумаге, мы взяли в лизинг на шесть с половиной лет. Не обошлось, безусловно, и без помощи государства, доля которого в перевооружении газетного производства занимает практически 50 процентов от всех средств. Самостоятельно, без привлечения ссуд мы можем уже себе позволить вкладывать ежегодно полтора миллиона долларов на техпереоснащение.
За последние годы производство изменилось до неузнаваемости. Нельзя не поразиться оборудованию высотой с четырехэтажный жилой дом (если говорить о газетном агрегате). Помню, как в институте на первом курсе на предмете общей полиграфии нам говорили, что есть такие печатные машины, которые по объемам кажутся невероятно огромными. И мы, конечно, гордились за избранную профессию, что будем тоже когда-нибудь управлять такими колоссами.
— Управлять ими, понятно, могут лишь профессионалы? Раньше кадры для полиграфии готовили по всему необъятному Союзу. А сегодня?
— Мы очень довольны выпускниками Минского колледжа полиграфистов. Они профессионально работают на сложном оборудовании, а главное — с ходу включаются в производственный цикл. Значит, учебная программа в колледже составлена грамотно и правильно. Технологов и механиков готовит Белорусский технологический университет. И это специалисты самого высокого уровня. Так что кадрового голода у нас нет.
— Ходили слухи, что у вас печатались белорусские рубли.
— Насколько мне известно, они печатаются в одной из типографий Гознака России. В какой точно, я не знаю. Но у нас тоже есть свое спецпроизводство. Когда Беларусь приобрела независимость и возникла необходимость в выпуске защищенной продукции, нам поручили организовать выпуск общегражданских паспортов. Приобрели оборудование. Кроме паспортов выпускали и другие документы: военные билеты, акции, бланки, почтовые марки. Причем марки сейчас печатаем не только по заказу Белпочты, но и по заказу целого ряда государств СНГ. Марки — достаточно выгодная продукция, так как ее можно размещать на любом удалении от потребителя — она занимает мало места, и мы ее отправляем ускоренной почтой. За доставку платятся небольшие суммы.
О газетах и журналах
— Что сегодня читают?
— Читают всё. Но я, анализируя, что печатается у нас, могу сказать, что особым спросом пользуется методическая литература, тесты, справочники, словари, материалы по лучшему освоению учебного материала. Довольно много медицинской литературы.
— А газеты какой тематики преобладают?
— Есть тенденция роста рекламных, развлекательных или тематических изданий, это и материалы о звездах эстрады, кино. Необходимое условие — публикации телепрограмм.
— О журнальной продукции. В киосках обычно продаются российские издания. А выпускаются  ли столь же красочные отечественные?
— Мы делаем то, что нам заказывают. Но белорусским изданиям конкурировать с российскими очень тяжело.
— Почему?
— У российских тиражи большие, так как их рынок сбыта — почти все страны СНГ, а это ведет к удешевлению каждого номера. А у наших же тираж 5—10 тысяч экземпляров. Какая здесь конкуренция по цене? Но со следующего года наши журналы, и читатели в этом убедятся, получат более качественную полиграфию. Несмотря на то что полиграфические затраты растут значительно, цены на журналы поднимаются несоизмеримо меньше.
— У вас в кабинете много газет, журналов, книг. Есть ли время их читать?
— Мне утром в восемь часов приносят все газеты, которые отпечатаны за прошлые сутки. По долгу службы прежде всего обращаю внимание на качество печати. Но, безусловно, некоторые издания читаю. Ну как, например, не прочитать статью о Шкловском заводе газетной бумаги! А вот дома просматриваю практически все наши ежедневные газеты.
— На столичный книжный рынок ходите?
— Да. Поражает невероятно богатый выбор. Много покупателей. И это радует.
О книге
— Помнится, в советские времена тиражи художественных произведений исчислялись сотнями тысяч. Тогда с гордостью говорилось: мы — самая читающая нация на планете. Как обстоят дела сегодня?
— В 70—80-х годах только за право приобретения книги надо было сдать 20 килограммов макулатуры, а романы выходили миллионными тиражами. Сейчас у нас средний тираж по году где-то 4 тысячи экземпляров. Есть книги и по 50 тысяч экземпляров, но есть и по тысяче.
— На ваш взгляд, у печатной продукции есть будущее? Или ее заменит Интернет?
— Безусловно, Брокгауза и Ефрона, Британику нет смысла держать на книжных полках. Возможно, энциклопедические издания уйдут в цифровой вариант. Уже и учебники выпускаются в комплекте с дисками. Вполне вероятно, что через 10—20 лет в школу будут ходить с ноутбуками. Но я не представляю любителя поэзии, который с монитора читал бы стихи Пушкина, Омар Хайяма и других. Все-таки художественная литература предполагает общение именно с книгой в традиционном для нас понимании. И еще, читать какое-то произведение на бумажном носителе для зрения безопаснее, чем на мониторе. Не думаю, что и вся реклама уйдет в Интернет. Бумажные буклеты всегда на виду, а что касается телевизоров и компьютеров, то вы можете просто не заходить на те страницы, где рекламируются, допустим, машины.
Однако мир развивается. Появляется что-то новое. Но при этом традиционные средства получения информации остаются. Хотя тем же газетам, журналам, книгам сегодня приходится конкурировать с собственными электронными версиями. Но и эта конкуренция только на пользу. Потому что у читателя есть выбор.

Слово о слове

“Белорусскому дому печати” — 90 лет. Это если считать с 17-го года, когда губернская типография  была переименована в типографию Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта. Но если копнуть глубже, то  обнаружится, что Минская губернская типография образована в 1797 году.
А значит, сегодня ей  210 лет. Но и это еще не отправная точка.
По большому счету, все, чем  сегодня обладает человечество, появилось благодаря печатному слову. Древние пытались сохранить его на камне, на кирпичах, на бронзовых пластинах, на папирусе, на пергаменте. Письмо было там священнодействием, через которое открывались тайны и давалась возможность постигать шаг за шагом этот великий и неизведанный мир.
Появление бумаги было похоже на появление еще одного небесного светила. Чудодейственную скорость информационному полету придал в XVI веке Иоганн Гуттенберг, который поставил на поток издание книг. Но до этого он изобрел простейший, как литера, способ переноса букв на бумагу. Пока монахи корпели в мрачных кельях над переписыванием божественных трактатов, немецкий ювелир придумал отливать буквы из металла, собирать из них слова и тиражировать страницы в неограниченных количествах.
Начало белорусского и вообще восточнославянского книгопечатания связано с именем нашего земляка Франциска Скорины. Он в 1519 году (на 47 лет раньше, чем Иван Федоров, напечатал свою первую книгу в Московии) издал Псалтырь и Библию на белорусском языке.
Типографии быстро получили распространение на белорусских землях. Были они и в Минске. Но судьба их в тогдашней разрываемой на части Беларуси была повторением судеб самих городов, разрушенных в те времена бесконечными войнами.
Изданием брошюр и книг тогда, как правило, ведала богатая церковь. Поэтому факт, что в базилианском монастыре в Минске наряду со школой, уникальной библиотекой была еще и своя типография, вполне естествен. “Не составится корабль без гвоздей, ни праведник без почитания книжного”, — говорится в одном из древних рукописных сборников.
Конец ХVIII века был бурным на политические события. В 1793 году семитысячный Минск согласно разделу Речи Посполитой отошел Российской империи. В 1796-м он стал губернским центром. А в 1797-м на базе базилианской типографии открылась губернская.
Здесь позднее издавались “Памятные книжки”, циркуляры, бланки, отчеты и газеты —  “Минские губернские ведомости”, “Минские епархиальные ведомости”, “Минский листок”, “Северо-Западный край”, “Белорусский вестник”, “Минская речь”. В начале прошлого века из всех 70 российских губернских типографий минская была третьей по прибыльности.
В декабре 1917 года революционными властями ей дается название “Типография Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта”. В последующем она не единожды меняла вывески — Советская типография, типография имени Сталина, типография издательства “Звязда”, издательство ЦК КП Белоруссии и теперь — Издательство “Белорусский Дом печати”.
Сегодня, взяв в руки книгу, журнал или газету, для нас кажется само собой разумеющейся возможность узнать, что происходит на планете, какие и где сделаны открытия, что нового в мире искусств и политики. Но так было не всегда. И об этом тоже мы знаем только благодаря слову и тем, кто печатает историю.

Дословно

— Как директор Издательства “Белорусский Дом печати”, я в первую очередь обращаю внимание на качество печати изданий. Но при этом, конечно, всегда отмечаю наиболее заметные материалы, которые потом читаю. “Народная газета” за последний год стала значительно интереснее для читателей и в плане подачи материалов, и в художественном оформлении. Сегодня очень важно, чтобы одно издание могло отвечать интересам различных читательских аудиторий. То есть в одной газете — несколько газет. И это правильно, что “Народная” развивается в этом направлении. Выходят приложения “Союзное вече”, “Семья”, “ЭкоСреда” и другие. Интересны материалы, рассказывающие о многообразных сторонах жизни страны. Коллективу и читателям “Народной газеты” хочу пожелать дальнейших творческих удач, большого тиража, успехов и хорошего настроения. Если будет настроение, то все наши проблемы будут решаться лучше и быстрее.

Матрица истории

1797 — Начала свою деятельность Минская губернская типография.
19 декабря 1917 — Постановление Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта о переименовании типографии Минского губернского правления в типографию Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта.
Декабрь 1918 — Объединение губернской и мелких типографий в 1-ю Советскую типографию.
1921 — Открыто ремесленное училище по подготовке рабочих полиграфических специальностей.
1924 — Была пущена новая ротационная машина производительностью пять тысяч оттисков в час, что позволило выпускать газету “Звезда”, выходившую в то время тиражом 12—14 тысяч экземпляров.
1925 — Появились новые шрифты, три наборные машины “Линотип”, фальцевальная резальная и швейные машины.
1927 — Имелись наборный, переплетный, печатный, стереотипный и линовальный цехи. Выпускалось девять газет общим тиражом более 104 тысяч экземпляров.
1929—1935 — Строительство Дома печати.
1935 — Открыто фабрично-заводское училище полиграфистов.
Декабрь 1941 — Создана первая нелегальная типография.
Май 1942 — Издается газета “Звязда” — орган Минского подпольного горкома КП(б) Белоруссии.
Июль 1944 — Вышел в свет 31-й номер газеты “Звязда”. Стали печататься “Чырвоная змена” и “Советская Белоруссия”.
1951 — Выпущено 12,4 миллиона экземпляров книг и брошюр, 96 миллионов экземпляров газет.
1956 — На офсетный способ производства переведен журнал “Вожык”. В строй действующих вошел редакционный корпус.
1957 — Учрежден и вышел в свет первый номер журнала “На экранах”.
1959 — Производственные площади типографии составили 4000 квадратных метров.
1966—1970 — Усовершенствовано 120 единиц обору-
дования.
1969 — Типография переименована в типографию издательства ЦК КПБ.
1971 — Типография награждена орденом Трудового Красного Знамени.
1975 — Одними из первых в Советском Союзе освоили офсетный способ печати газеты.
1977 — Типография награждена Почетной грамотой Верховного Совета БССР.
1988 — Выпускалось 33 названия центральных и республиканских газет разовым тиражом свыше 5 млн экземпляров, 36 журналов месячным тиражом 6 млн экземпляров, 19 млн экземпляров книг в твердом переплете в год.
1991 — Начинает издаваться собственная газета “Экспресс-реклама”.
1992 — Введен в эксплуатацию новый редакционный корпус. В целях перехода на современную технологию набора и верстки республиканских газет “Звязда”, “Советская Белоруссия”, “Знамя юности” внедряются в производство новые издательско-редакционные комплексы.
1993 — Создание паспортного производства. Реконструкция газетного корпуса.
1994 — МВД получило первую партию (20 тысяч экземпляров) новых бланков паспортов.
1995 — Освоен выпуск перекидного календаря, разработаны технологии производства отрывного календаря, книг с тонким ниткошвейным корешком в твердой обложке. Впервые в Беларуси освоен и такой вид продукции, как почтовые марки. Первые выпуски произведены в канун 50-летия Победы.
1996 — Освоен выпуск газетной продукции в четыре краски на базе 4-красочной ролевой машины “ГОСС-ХВ”.
1997 — БДП сотрудничал со 135 издательствами (9 из них — государственные).
1998 — Изготовлено 1 491 000 бланков паспортов, 240 000 бланков военного билета, 651 000 краско-оттисков бланков ценных бумаг, 49 344 000 почтовых марок.
2000 — Службой ОГМ произведена модернизация двух газетных агрегатов “Рондосет”, в результате чего появилась возможность выпуска полноцветной газетной продукции.
2001 — Периодично печатались 80 журналов. Услугами издательства пользовались 178 редакций газет. Выпущено 23 241,2 тысячи экземпляров. различных книг. Обеспечен своевременный и качественный выпуск печатной продукции для проведения выборов Президента Республики Беларусь.
Декабрь 2003 — В подчинении издательства находится РДПУП “Минская типография”, специализирующаяся на производстве картонной упаковки.
2003 — Приобретена листовая офсетная печатная машина “MAN Roland 704SPE”.
2004 — Введена в эксплуатацию офсетная ролевая машина башенного типа “Tensor-1400” для печати цветных газет.
2005 — Впервые в Республике Беларусь внедрена технология “Computer-to-Plate” для прямого экспонирования печатных офсетных форм.
2006 — Смонтирована и запущена в производство еще одна офсетная рулонная печатная машина “Tensor-400 BE”, которая позволила печатать не только газеты, но и журнально-рекламную продукцию на мелованной бумаге по технологии хит-сет. Установлена печатная машина нового поколения “Uniset-75”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter