В Минске открылась выставка работ выдающегося сценографа Евгения Лысика

Роман художника с театром

В Большом театре Беларуси открылась выставка, посвященная 90‑летию выдающегося сценографа Евгения Лысика. Здесь представлены эскизы декораций, афиши, другие работы художника, который много лет трудился над прославленными балетами Валентина Елизарьева. Среди них «Кармен‑сюита», «Сотворение мира», «Щелкунчик»...

Тандем Елизарьев — Лысик принес зрителю немало замечательных творческих открытий.

«Каждая постановка отличалась новыми цветовым и оригинальным композиционным решениями. Все то, что сделал мастер, было значительно. Его спектакли неординарны и дерзки, наполнены глубоким смыслом и символикой. Вместе с музыкой сценография создавала уникальный синтез. Это был волшебный театр. Публика шла смотреть на Лысика», — в своих заметках вспоминает график, живописец, иллюстратор Юрий Чарышников.

Уроженец села Шпынев Львовской области Евгений Лысик прошел концлагеря. В 30 лет окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства и начал свою карьеру в живописном цеху Львовского театра оперы и балета. Здесь по‑ремесленному, как в старину, познал секреты мастерства и в 1967 году стал главным художником. 

Но самые яркие моменты его творчества связаны с Минском, где ему повезло повстречать равного себе хореографа Валентина Елизарьева. В 1974‑м 26‑летний Елизарьев, только что утвержденный в должности главного балетмейстера Большого театра БССР, ставил «Кармен‑сюиту» (свой первый спектакль) на минской сцене:

— С Евгением Никитовичем меня познакомил дирижер Ярослав Вощак, — вспоминает Валентин Николаевич. — Художника Лысика я тогда не знал, поэтому поехал во Львов увидеть его спектакли. И эти работы меня ошеломили!.. Мы достаточно легко нашли с ним общий язык. Мне, молодому хореографу, было с ним, сложившимся художником, невероятно интересно. Это было сотворчество, по‑другому и не скажешь. Мне невероятно повезло.

Так начался долгий роман художника и театра. После «Кармен‑сюиты» в 1976 году было «Сотворение мира» Андрея Петрова, в 1978‑м — «Тиль Уленшпигель» Евгения Глебова (в 1977 году Елизарьев и Лысик ставили этот же спектакль в Ленинграде), в 1980‑м — «Спартак» Хачатуряна, в 1982‑м — «Щелкунчик» Чайковского.



О балете «Сотворение мира» Елизарьев сказал:

— Этот спектакль — удивительный памятник культуры, памятник братства трех народов, потому что автором музыки является замечательный русский композитор Андрей Петров, создателем сценографии — выдающийся украинский художник Евгений Лысик. И я — гражданин Беларуси, благодаря которому живут этот спектакль и его хореография. 

Кроме балетных постановок, в 1977 году Лысик с режиссером Семеном Штейном поставили оперу Сергея Кортеса «Джордано Бруно».

Сейчас в Большом театре идет работа по восстановлению «Щелкунчика» с «живыми» декорациями Лысика, бережно сохранявшимися даже во время реконструкции, когда театр ютился в чужих помещениях. 13 и 14 октября публика Большого театра Беларуси увидит восстановленную версию балета. 

Евгений Лысик ушел из жизни 4 мая 1991 года. Ему было всего 60. Светлую память о нем хранят в Минске, где художника помнят и любят. В честь мастера на сцене Большого театра Беларуси покажут балеты «Кармен‑сюита» и «Спартак». Выставка, посвященная творчеству Евгения Лысика, будет работать до 5 октября. Многие эскизы и наброски к спектаклям, кстати, из личного архива Валентина Елизарьева. Публика увидит их впервые.

juliaandr@gmail.com 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter