В белорусской глубинке живет вдова одного из героев «Кавказской пленницы»

Роман: Галина и Аман

Когда по телевизору в очередной раз показывают культовую картину «Кавказская пленница», Галина Ходжакулиева из поселка Глуша Бобруйского района бросает все домашние дела и смотрит не отрываясь. Каждую реплику, каждый кадр в этой ленте она знает наизусть. Но с нетерпением, волнением и болью всегда ждет одного: когда «воспитательную работу» с главным героем фильма будет проводить милиционер. Их диалог, как и многие другие, давно ушел в народ. Александр Демьяненко в роли Шурика, слушая упреки в том, что сорвал торжественное открытие Дворца бракосочетания и «затем на развалинах часовни...», уточняет: «Простите, часовню тоже я… развалил?» На что слышит ответ человека в форме: «Нет, это было до вас, в четырнадцатом веке».


— Эту роль второго плана исполнил мой муж — Аман Ходжакулиев, — гостеприимная хозяйка уточняет, что тогда, пятьдесят лет назад, они еще не были знакомы. Их пути пересеклись гораздо позже — в Москве восьмидесятых. Он — актер, сотрудник Гостелерадио, не смог пройти мимо яркой молодой дамы. Заговорили, а там выяснилось, что ехать им тоже в одну сторону — на улицу Теплый Стан.

Потом созвонились, встретились снова и расстаться уже не смогли. 


Пенсионерка признает: ее избранник был человеком статным, видным — настоящий красавец. За что полюбил ее? Трудно сказать: возможно, за легкий веселый нрав. Или умение быстро накрыть стол и принять нежданных гостей — для восточного человека наличие такого таланта у жены очень важно. И вообще разве можно разложить по полочкам чувства? Они либо есть, либо нет — другого не дано. «Жизненный опыт имел каждый — и для него, и для меня этот брак был вторым», — призналась Ходжакулиева. Наверное, поэтому знали цену отношениям, дорожили друг другом.

— Несколько раз ездили в гости к его родственникам в туркменский город Мары, — вспоминает пенсионерка. — Вояжи, как правило, планировали на осень — в Средней Азии в это время уже не так жарко, а на огородах поспели дыни, созрел виноград. Именно там я поняла, что такое восточное гостеприимство — сестра мужа и его племянники принимали нас очень тепло.

  9 ходжакулиева галина1 (Копировать).jpg
Галина ХОДЖАКУЛИЕВА в молодости и сейчас.

Также, отметила, любили отдыхать на Балтике и просто путешествовать, открывая для себя новые города Советского Союза. «Аман Кулиевич часто ездил в командировки еще и по служебным делам, — рассказывает Галина Дмитриевна. — А работал на радио — возглавлял студию, готовившую передачи для трансляции на Индию. При этом сам выучил хинди. Знал и некоторые другие наречия этой страны». Вообще, Индия у Ходжакулиева вызывала большой личный интерес. Он пересмотрел немало кинолент Болливуда, перечитал литературу о загадочной южной стране. Но самому побывать в Дели довелось лишь один раз. А еще — сыграть индийского стражника в известной картине «Хождение за три моря».

Кадр из фильма «Хождение за три моря»
(ХОДЖАКУЛИЕВ второй справа).

— Так получилось, что роли у него всегда были небольшие, — жена актера признала, что ее супруг, выпускник ГИТИСа, когда-то мечтал оставить в кинематографе более заметный след. Увы, сегодня фамилия актера, сыгравшего во многих эпизодах популярных фильмов, даже не всегда значится в титрах. Однако на судьбу он никогда не жаловался, да и в целом был человеком немногословным, сдержанным. Но, как выяснилось, готовым на серьезные поступки. Когда в начале девяностых тяжело заболела мама Галины, рассчитался на работе и отправился вслед за супругой на ее малую родину. Помогал в уходе за тещей целый год и привык к белорусской глубинке так, что решил остаться здесь насовсем. Супруга не возражала. Больше всего, рассказала, ее избранника притягивал лес: гулять там мог часами. Оказался хорошим грибником, так что боровики в их доме были на столе не только в сезон, но и зимой.

Будучи человеком небезразличным, Ходжакулиев интересовался историей Глуши, а здешние места считал самыми красивыми на земле. Но и Москву не забывал — время от времени наведывался по делам, к друзьям и знакомым. Однажды, собираясь завести машину, упал и больше не поднялся. «Все случилось в одночасье. Врачи сказали, тромб оторвался, — констатировала Галина Дмитриевна. — Ему было всего шестьдесят семь». Эти события ей и сегодня вспоминать нелегко. А тогда у жены актера от пережитого стресса очень сильно заболели ноги, да и сейчас она ходит по дому с палочкой. «Кроме того, — не скрывает пенсионерка, — ничего не вижу на левый глаз. Нужна операция, но как наскрести требуемые семьсот — тысячу рублей, не знаю: пенсия у меня очень маленькая». А еще, призналась, одолевает чувство одиночества: по этой причине приютила больше десятка бездомных котов — надо же о ком-то заботиться! Однако ухаживать за животными становится все труднее — подводит здоровье.

Аман ХОДЖАКУЛИЕВ в роли милиционера в известной комедии «Кавказская пленница».

Градус настроения немного поднимается лишь тогда, когда достает из шкафа саквояж своего мужа. Вместе с владельцем чемоданчик проехал не одну тысячу километров и продолжает хранить память о нем. Внутри — документы, небольшая стопка фотографий. На камеру, говорит Галина Дмитриевна, они особо не позировали, просто спешили радоваться жизни. Правда, отмерено совместного счастья оказалось не так и много — десять лет. «Статус вдовы у меня вдвое больше», — горько улыбается пенсионерка. Но все равно признает: пожелай кто-нибудь снять сюжет об истории их с Аманом любви, драмой бы его не назвала. Скорее, это была бы лирическая новелла. Во всяком случае, света в их отношениях было очень много — как и в любимой многими поколениями «Кавказской пленнице», где «засветился» не очень известный широкому зрителю, но такой дорогой для нее актер и человек Аман Ходжакулиев.

Svet.markova@gmail.com

Фото автора и из архива Галины Ходжакулиевой
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter