Директор «Беларусьфильма» — о сценарном портфеле киностудии, целях визита российских режиссеров и формировании новой команды

Роль первого плана

В должности директора киностудии Владимир Карачевский почти четыре месяца. В первое время он всячески избегал интервью, давал понять: вникну в дела, разберусь, появятся первые результаты, тогда и встретимся. И вот двери в кабинет распахнуты перед журналистом «Рэспублікі». Владимир Михайлович только-только вернулся из Китая. С гордостью показывает специальный приз кинофестиваля стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который «Беларусьфильм» получил за картину «Тум-Паби-Дум», и объясняет, зачем ему очень надо было съездить в далекую страну, с которой до этого никаких контактов у «Беларусьфильма» не было.

Продвижение кино

— Владимир Михайлович, доселе главным рынком сбыта нашей кинопродукции была Россия, иногда — Украина. Неужели в Китай ездили с той же целью?

Владимир КАРАЧЕВСКИЙ.
Фото Сергея ЛОЗЮКА
— Считаю, что мы не должны рассматривать в качестве партнеров только наших дорогих и любимых россиян и украинцев. Страны ШОС — это восемь основных участников и четыре наблюдателя, Беларусь среди них. Китай, Индия, Пакистан… — это почти половина населения земного шара. Эти страны идут по своему пути развития, их кинематограф отличен от европейского. И мы даже не знаем об их процессах. У нас сейчас сложная ситуация, поэтому надо искать новые варианты. Знаете, у нас есть соседи, с которыми мы мало соприкасаемся. Имею в виду ту же Польшу или Прибалтику. Надо рассматривать вопросы копродукции, варианты продвижения документального кино, анимации. Словом, на перспективу я рассматриваю продвижение белорусского кино гораздо шире тех рынков, с которыми мы работали и раньше.

— Но какие-то конкретные результаты поездки есть?

— Надо отдать должное китайской стороне: все прошло на высочайшем уровне. Фестиваль был достаточно представительным, с очень насыщенной программой. Надо ли нам такие фестивали? Мы должны туда стучаться, общаться и не стесняться говорить о себе. Да, у нас маленький рынок, но мы интересны своей самобытностью, школой, традициями. Я считаю, у нас не самое худшее производство. У нас есть серьезные наработки.

Тех, с кем я встречался на фестивале, интересуют наши мощности в плане изготовления декораций, разработки и консультации по историческим костюмам, наличие техники, вооружения, натурные площадки и так далее. У нас все это есть, и мы готовы предоставить. В период фестиваля мы сделали несколько очень важных шагов. Взяли с собой пять фильмов — на конкурс и на кинорынок. И впервые за последнее время подписали договор о подготовке к продаже белорусского фильма «Тум-Паби-Дум» на китайский рынок. Подписали с главным китайским дистрибьютером компанией Chine Film Group, которая потом передает права всем интересующимся организациям. Там же нам представлен конкретный исполнитель, который займется продажей. Следующий этап — будут оговорены ценовая политика, условия продажи: либо это будет какая-то фиксированная сумма, либо процент от проката. Конечно, важно, что нашу продукцию сможет увидеть большое количество зрителей. На китайский рынок попасть непросто: даже голливудские фильмы сражаются за право быть показанными там. Поэтому, считаю, для нас это прорыв. Конечно же, хочется получить максимальную выгоду.

Китай имеет положительный опыт сотрудничества с Россией и Казахстаном, поэтому мы тоже предложили рассмотреть вопрос создания копродукции и с нами. Организаторы фестиваля планируют объехать все страны, принимавшие участие в форуме. Тогда они и рассмотрят все наши возможности в реалиях. Думаю, здесь, на месте, мы будем рассматривать идеи о совместном кинопроизводстве, возможностях использования материальной базы и тому подобном.

Во время фестиваля нам удалось повстречаться с партнерами из Монголии. Им также интересны наши мощности, знания наших специалистов. Они заинтересовались документальным и детским кино с целью показа на своих телеканалах. Еще мы встречались с нашими партнерами из Таджикистана и Узбекистана, они подтвердили, что готовы подписать договоры о сотрудничестве. А с Казахстаном у нас есть уже конкретные шаги. Подписали договор о сотрудничестве, совместном кинопроизводстве, дистрибуции, об оказании услуг, содействии в продвижении, стажировке специалистов. Конечно, все это сейчас надо подкреплять практическими действиями. Мне приятно, что почти сразу после моего возвращения из Китая к нам приехал руководитель «Казахфильма». Мы уже оговорили конкретные проекты. В ближайшее время им понадобятся наш реквизит, костюмы — они снимают сейчас фильм, посвященный истории советского спорта. Поговорили о подготовке совместного документального фильма, а у них имеется предложение снять на эту же тему художественный фильм — у нас есть общая история. Если все сложится, в том числе в финансовом плане, то уже в этом году мы начнем подготовку копродукта по документалистике с перспективой на игровое кино.

Поездка была очень интересной, познакомились с партнерами из Индии, Пакистана. Я верю: если ты действуешь, а не ждешь, что кто-то это сделает за тебя, то обязательно получится положительный результат. 

Во время встречи с режиссером Тимуром БЕКМАМБЕТОВЫМ на киностудии «Беларусьфильм».
фото артура прупаса.
Идеи есть, портфеля нет

— Вам действительно досталось не самое лучшее наследство. Уже определили для себя главные проблемы, из-за которых киностудия оказалась в таком сложном положении?

— Одна из проблем — отсутствие продюсерского сопровождения. Перед тем как снимать любой фильм, надо определиться, зачем и для кого это делается. К сожалению, у нас бывает так: сначала снимаем, а потом ищем, кому бы продать. Так не должно быть. Второе: есть множество идей, но портфеля сценариев нет. Дальше. Если мы участвуем в конкурсе, то стопроцентное финансирование получаем только на дебютное кино, анимацию и национальные фильмы. На остальные мы должны сами находить 30 процентов. Поэтому должен быть налажен поиск эффективных и надежных партнеров, которые не только помогут нам в производстве, но и будут заниматься дистрибуцией — очень важный момент.

И, конечно, проблема есть в самой экономической модели киностудии. Она не позволяла без нарушений проводить весь производственный и технологический процесс. На каждый фильм должны быть свой субсчет, жесткий контроль и так далее. Очень много вопросов с системой ценообразования.

Когда я вник во все эти вопросы, понял, что на некоторых позициях мне нужны новые люди. Недавно у меня появился новый заместитель, который как раз и будет курировать вопросы экономического развития. Этому сейчас — особое внимание. Мы должны понимать, какая у нас есть подушка финансовой безопасности. Важно, чтобы деньги, которые выделяются на кинопроизводство, шли по назначению, а не проедались.

— На киностудии в последнее время была проблема с кадрами…

— Конечно, надо смотреть эффективность работы всей команды. Решить, целесообразно ли держать здесь такой большой штат. Общаясь с продюсерами, понимаешь, что не всегда большое количество людей и хорошее финансирование играют важную роль. Здесь главное — эффективность работы. Поэтому сейчас и изучаю функции специалистов, смотрю, надо ли делать обновление. Будет и дифференцированный подход к оплате труда.

Если говорить об экономической модели, то недавно я побывал на «Мосфильме», «Ленфильме», договорился об изучении деятельности нескольких успешных киностудий, чтобы понять, какая модель существования должна быть у «Беларусьфильма». Конечно, у нас своя специфика. В России много киностудий, а у нас одна. К тому же будем учитывать наше законодательство, наши условия финансирования и другие моменты. Мы являемся главным кинопроизводителем на территории Беларуси. Мы должны вносить свои предложения государству по нормативной базе, модели кинопроизводящих организаций. Конечно, я хочу, чтобы киностудия стала кинофабрикой. Чтобы не только были условия для нас, но и существовали преференции для других кинопроизводящих организаций. Пока с этим вопросы.

При КАРАЧЕВСКОМ РТБД стал часто ездить на зарубежные гастроли: с коллективом во Франции.

Сейчас идет формирование команды. Здесь есть много профессиональных людей, но вместе с тем требуется обновление самой деятельности. Опираясь на старые добрые традиции, мы собираемся жить по-новому. К сожалению, часто приходится толкать людей, менять их психологию. «Зачем так делать, мы никогда так не делали», — говорят некоторые и даже не подозревают, что можно поступать как-то иначе. Что мне импонирует: люди каждый позитивный шаг воспринимают с радостью, готовы терпеть, чтобы увидеть перспективу. Все хотят изменений. Но им правильно и доступно надо все объяснить. Это работа не одного дня. 

— Совсем недавно вы объявили о ближайших планах киностудии: в этом году будут сняты два игровых фильма: национальный о Янке Купале и приключенческий по роману Людмилы Рублевской «Авантюры Прантиша Вырвича». Почему так мало? Даже в худшие годы «Беларусьфильм» снимал по пять-шесть фильмов в год.

— Это еще не все. В ближайшее время будут конкурсы, мы предложим несколько проектов. Но не так все просто. Все, что будет сниматься в этом году, прорабатывалось не вчера и не позавчера. Пока я живу багажом прошлого. Сегодня все, над чем мы работаем, имеет перспективы на 2019-й, а то и 2020-й. Будь ты семи пядей во лбу, сколько ни торопи процесс, быстро сделать здесь не получится.

Мне не один год понадобился, чтобы создать команду единомышленников в РТБД. Но в итоге я так построил работу, что, уезжая в командировку, знал: процесс не останавливается ни на минуту. Здесь такого пока нет. Повторюсь, есть хорошие специалисты, но машина пробуксовывает, надо постоянно подкручивать болты и гайки.

На 25-летии РТБД директор театра взял в руки баян.
Кино — под настроение

— Владимир Михайлович, очень интересно, а какие фильмы нравятся лично вам?

— Я всеядный. Не могу сказать, что я поклонник только фильмов Феллини, Занусси, Кустурицы или люблю чисто японское либо итальянское кино. Все зависит от моего состояния. На некоторые фильмы надо особое настроение. А иногда мозг требует чего-то легкого, развлекательного. Вас удивит мой кинонабор на время полета в Китай: «День радио», «Карп отмороженный» и в то же время российский исторический блокбастер «Скифы».

— Будь ваша воля, а наверняка она будет, за какой фильм сразу взялись бы? Какого кино нам не хватает?

— Хорошего кино нам не хватает. Знаете, я считаю, что не надо подстраиваться только под запросы сегодняшнего дня. Надо смотреть в будущее, искать оригинальную идею. Ошибка многих продюсеров и режиссеров в том, что они хватаются за тренд, моду. Например, выстрелил фильм «Движение вверх», и все кинулись снимать спортивные истории. Это как с Юрием Гагариным: пусть он не взлетел высоко, но он был первым. Поэтому я не сторонник фильмов «а-ля», «по следам» и так далее. Я за то, чтобы искать нечто оригинальное. Мне, например, нравится итальянская лента «Великая красота», которая в 2013 году получила «Оскар» как лучший иностранный фильм. Это эстетское кино, но какая там вкусная операторская работа! Глядя его, как будто вкушаешь маленькую порцию какого-то очень дорогого блюда, смакуя все его ингредиенты под бокал хорошего вина, где раскрывается весь букет ароматов. Вот это мне близко. Но в то же время отлично понимаю, что молодежные ситкомы тоже нужны. Бывает, щелкаешь пультом от телевизора и останавливаешься на «Кухне» или «Интернах». После такого просмотра у тебя в голове ничего не осталось, но в тот момент твоему мозгу просто надо было разгрузиться, и ты это получил.

До того как стать управленцем, КАРАЧЕВСКИЙ много лет выступал на сцене.
Иногда надо рисковать. Конечно, опираться надо на мастеров, но иметь в виду и молодежь. Она ведь тоже может выстрелить. Сейчас много общаюсь с начинающими, они приносят синопсисы, а иногда и просто идеи. Обсуждаем, рассуждаем. Верю, что нам все-таки удастся создать портфель сценариев. Я сейчас очень много общаюсь  с актерами, режиссерами, продюсерами и просто с людьми со стороны. Не копаю котлован в одном месте, работаю, что называется, по всем площадям: начиная от экономики, кадров и заканчивая творческим процессом. Некоторые говорят: мол, медленно работаете. Но это моя тактика. Результаты не сразу приходят. Для того чтобы наделать как можно меньше ошибок, надо собрать максимальное количество информации. Сегодня на моем столе просто куча литературы: история кино, нормативные документы, синопсисы, сценарии и так далее. Признаюсь, первое время просто сходил с ума от потока информации. Просыпался в пять утра и начинал читать. Приходишь на работу — на тебя обрушивается шквал новостей, в том числе негативных. Правда, уже научился фильтровать, определять, что вторично. Это настоящая закалка! Сейчас начинается время действий. В ближайшие полгода, думаю, должны быть конкретные плоды.

— Про будущие плоды и хотелось бы поговорить подробнее. За последние полгода на киностудии побывали, как минимум, два российских режиссера с громкими фамилиями: Тимур Бекмамбетов и Валерий Тодоровский. Цели их визитов оставались тайной. Сейчас есть какая-то конкретика?

— С Бекмамбетовым у нас есть конкретные предложения по сотрудничеству: он предлагает очень интересный проект, где сам выступает продюсером. Вы знаете, киностудия много раз анонсировала какие-то проекты типа «мы начинаем работать с Кустурицей», а на выходе — ничего. Поэтому сначала я хочу получить прозрачность всех наших отношений с Бекмамбетовым, подписать с ним договор, а потом уже озвучивать наше сотрудничество.

Я сейчас всем партнерам говорю: «Друзья, меня интересует не только прокат в Беларуси, но мы должны иметь и свою долю в мировом прокате». Иначе мы и работать не должны. Когда ездил на кинорынок в Москву, получил несколько интересных предложений. Но действую здесь осторожно: сперва надо уточнить юридические вопросы, оговорить финансовые условия… К слову, сейчас рассматриваю появление новых партнеров в плане дистрибуции на российском рынке, потому как раньше были вопросы в эффективности работы.

Что касается Тодоровского, то от него у нас тоже есть конкретное предложение. Его получил мой предшественник, но я хочу лично встретиться и оговорить все нюансы. Поэтому об этом еще рано говорить.

Жена Владимира КАРАЧЕВСКОГО — известная телеведущая Наталья РАДИНА.

Встречали в штыки, провожали как родного

— Знаю, что ваш уход из Республиканского театра белорусской драматургии был очень неожиданным и болезненным для актеров. Сами-то с легким сердцем покидали театр? Скучаете, бываете там?

— Честно признаюсь, очень скучаю по театру. Переживаю за него. Очень хочу, чтобы пришел человек, который пусть и не будет моим последователем, но хотя бы не разрушит то хорошее, что я смог сделать за три года. Уходя, я переговорил со спонсорами, зарубежными партнерами, которые обещали поддерживать театр до конца года. Уже без меня труппа выступила в Сербии, Франции, Армении, а осенью отправится в Польшу. Что будет дальше — не знаю и очень переживаю за это. Вы наверняка помните, как настороженно меня принимали в театре, а некоторые даже в штыки. Спустя годы это уже воспринимается с улыбкой. Я очень благодарен всем сотрудникам театра. Если есть возможность, то хотя бы на минутку заглядываю туда. Встречаемся как родные. Только сейчас мы стали понимать, что были больше чем просто коллеги.

Очень надеюсь, что такие же отношения у нас сложатся и на киностудии. Для меня РТБД стал своеобразной альма-матер в директорском плане. И кое-что из той модели управления я перенес сюда. Для меня одна из формул успеха — это три «и»: интерес, инициатива и ее исполнение. Если все три составляющие работают, то будет и положительный результат.

А театр… Всегда буду вспоминать его с большой благодарностью.

Фото из личного архива

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter