Роковой миг Мига…

И через 40 лет после трагедии специалисты и бывшие коллеги по космическому отряду не пришли к единому мнению относительно причин гибели первого в мире космонавта Юрия Гагарина...

И через 40 лет после трагедии специалисты и бывшие коллеги по космическому отряду не пришли к единому мнению относительно причин гибели первого в мире космонавта Юрия Гагарина. В память об этом легендарном человеке мы приводим наиболее вероятные версии трагедии сорокалетней давности. 

Статистика свидетельствует: причины и обстоятельства каждой десятой авиакатастрофы остаются до конца не выясненными. К сожалению, крушение самолета УТИ Миг-15, который пилотировали первый космонавт Юрий Гагарин и опытный летчик-испытатель Владимир Серегин, вошло в эти 10 процентов. Что же произошло 27 марта 1968 года в небе над селом Новоселово Киржацкого района Владимирской области? 

Выводы правительственной комиссии с подписями партийных лидеров Брежнева и Косыгина по непонятным причинам засекречены до сих пор. На поч­ве скрытности, вранья и лицемерия военных в «больших погонах» трагедия быстро обросла легендами, слухами, а то и вовсе гнусными сплетнями. Вроде той, что Гагарин летал к своей любовнице и на обратном пути управлял самолетом изрядно выпившим. Остались неподтвержденными версии, что причиной гибели гагаринского самолета был резкий разворот, дабы уйти от кромки облаков, избежать столкновения с шаром-зондом или стаей птиц. 

И все же единственный факт, который не оспаривается, — после внезапного маневра самолет свалился в пике и стремительно вошел в землю. Просочившаяся информация из официального заключения свидетельствовала о том, что за минуту до гибели Гагарин был абсолютно спокоен, доложил руководителю полетов о выполнении задания и попросил вернуться на аэродром. А вот следующие мгновения стали роковыми — Гагарин и Серегин на связь не вышли, на запросы руководителя полетов не ответили. За это время можно было нажать кнопку катапульты, но они этого не сделали. По заключению специалистов, самолет не имел внешних повреждений, все его узлы и агрегаты работали в стандартном режиме до столкновения с землей. 

Участник расследования причин гибели Гагарина, специалист по оборудованию летательных аппаратов полковник Игорь Кузнецов утверждает, что все официальные версии противоречат фактам и не выдерживают никакой критики. Сегодня он готов доказать на самом высоком уровне, что летчики потеряли сознание в считаные секунды после последнего доклада руководителю полета. Неверными были расчеты, что истребитель упал в лесу строго под углом 33 градуса за счет невероятного усилия летчиков, вытянувших руль высоты. Реальный угол был 52 градуса, что характерно для неуправляемого пикирования, но в землю самолет и в самом деле вошел под углом 33 градуса. Это произошло за счет того, что перед падением самолет задел 14 деревьев и руль высоты отклонился без участия летчиков. Общая масса срезанных самолетом стволов впечатляет — более полутора тонн. 

Если пилоты злосчастного истребителя потеряли сознание, то что могло стать причиной разгерметизации кабины? 

Игорь Кузнецов убежден, что причиной трагедии могла стать конструктивная особенность гагаринского самолета, который был не российского, а чехословацкого производства. На отечественных самолетах УТИ Миг-15 кран вентиляции кабины открывался рычагом, а в зарубежном аналоге он напрямую соединял кабину с атмосферой. О чем многие пилоты просто не знали, при этом еще до взлета кран в потерпевшем крушение самолете был открыт практически наполовину. Гагарин этому обстоятельству значения не придал, что подтвердил специалист 11-го отдела института НИИЭРАТ (головная организация по расследованию катастроф и аварий) еще в 1968 году. На каком-то отрезке полета летчики обнаружили, что приборы указывают на негерметичность кабины, и согласно инструкции начали снижение до 2 тысяч метров. Управление самолета взял на себя более опытный Владимир Серегин, специалисты подтвердили, что его ноги находились на педалях до самого  столкновения с землей. Роковой для экипажа стала большая скорость вертикального снижения — в среднем 145 метров в секунду. В условиях разгерметизированной кабины нарастающее давление окружающей среды увеличило давление крови у пилотов и наступила потеря сознания. Причем они оказались в таком состоянии буквально через 5—8 секунд после начала пикирования. Удар о землю отмечен через 29 секунд, у них оставалось в запасе 21—24 секунды, а на восстановление работоспособности требуется, как минимум, полминуты. Данные выводы подтвердил доктор медицинских наук из института военной медицины Валерий Степанов. Есть и другие аргументы в пользу того, что летчики в момент падения самолета им не управляли. Игорь Кузнецов отмечает еще одну важную деталь: когда летчик пытается вывести истребитель из пике, он держит правой рукой ручку управления вплоть до удара о землю. В подобных ситуациях это единственный шанс на спасение, но после катастрофы специалисты всегда находят микроскопические фрагменты кожи или осколки кости. Однако в данном случае скрупулезный анализ ничего подобного не выявил. При выходе из пикирования пилоты, как правило, уменьшают тягу двигателя, однако двигатель злосчастного УТИ Миг-15 работал все время на максимальном пределе. Поэтому потеря сознания у Гагарина и Серегина произошла из-за стремительного повышения давления в утратившей герметичность кабине. По мнению Игоря Кузнецова, окончательную точку может поставить только правительственная комиссия, но для этого необходимо повторное расследование катастрофы. Чем заниматься, скорее всего, никто уже не будет, трагические события давнего времени уже прочно вошли в историю. 

Многие коллеги Гагарина по отряду космонавтов и руководители ВВС то и дело задавались вопросом: а надо ли было рисковать жизнью символа эпохи? Однако при всей «звездности» Гагарин не был лишен человеческих слабостей. Во времена, когда героя возносили, об этом говорить было не принято. Хотя генерал Каманин в своем дневнике от 11 апреля 1968 года уже бил тревогу: «Даже стальной робот не выдержал бы такого натиска, которому ежедневно подвергался Гагарин со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с ним за дружбу, за любовь… до дна». Я понимал, что Гагарин может не выдержать такого напора, доказывал, просил, настаивал на ограничении «встреч космонавта с народом». С моими доводами соглашались, принимались решения ЦК КПСС, издавались приказы министра и главкома ВВС — это немного оздоровляло обстановку, но никакими решениями нельзя было сдержать неизбежно отрицательного влияния встреч, банкетов и выпивок на характер и облик Гагарина… 

Бурная жизнь, бесконечные встречи и выпивки заметно меняли облик Юры и медленно, но верно стирали с лица гагаринскую улыбку. Он заметно пополнел, немного обрюзг, перестал систематически заниматься спортом. Мы дрались за Гагарина с «большими» людьми и с самим Гагариным. Этот процесс был почти необратим: только подготовка к новому космическому полету, полеты на самолетах и необходимый для этого режим могли приостановить распад личности Гагарина…» 

-------------------------------

Космическая  программа  Беларуси  и  России. Микроспутник  для  макрозадач 

Как рассказал корреспонденту «Р» заместитель руководителя федерального космического агентства Российской Федерации Юрий Носенко, на заседании Совета Министров Союзного государства, состоявшегося в Минске, рассмотрена программа развития космического сотрудничества союзных стран. В частности, речь идет о реализации программы «Космос-НТ» на период до 2011 года. Ее цель — создание микроспутника нового поколения со сроком активного существования до 10 лет. Белорусская промышленность отличается совершенной базой, в частности приборостроением, электроникой и оптикой. Практически на 70 процентов создан задел для создания приборов космического аппарата, готовится платформа, на которой будут смонтированы целевые и служебные системы. Значительно расширен список приборов, которые будут созданы белорусскими специалистами. Некоторые из них уникальны и создаются на уровне мировых образцов. Микроспутники используются на низких орбитах, порядка 500—600 километров, и могут служить интересам водного и сельского хозяйства, в научных целях. Реализация программы «Космос-НТ» (то есть новые технологии) предусматривает создание современной технологической базы, микроэлектроники, оптики, системы обработки информации и микродвигателей. К примеру, белорусскими учеными создается спектрометр, который позволит не только проводить наблюдения земли, но и слоев атмосферы, воздушных потоков, анализировать климатические и погодные процессы. Это высший «пилотаж» в приборостроении, такими аппаратами владеют не многие космические страны, убежден Юрий Носенко. 

--------------------------------

Космос  для  Союзного  государства 

Исполнительный директор белорусско-российских программ по космосу, заведующий отделом Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Аркадий Кравцов сообщил о намерении ученых Союзного государства продолжить создание совместной многофункциональной космической системы. В 2004—2007 годах реализована программа «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства» («Космос СГ»). Она позволила создать элементы единого научно-технического и информационного пространства в области космической техники, эффективно использовать совместный потенциал для решения социально-экономических и иных задач, фундаментальных и прикладных проблем, создать наукоемкие технологии для экономик России и Беларуси. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter