Роковое место

ДВОЕ мальчишек — Павел ПРОЖЕНИК и Олег КАШПЕРОВИЧ — решили в снежный понедельник пойти поиграть на Неман. Взрослые, случайно увидевшие ребят у коварной реки (а после недавней оттепели там плавали льдины), отправили их по домам. Им казалось, что отправили: мальчишки, сделав вид, что ушли, незамедлительно вернулись, как только увидели, что строгих местных жителей больше нет. У берега льдина была с полметра, дальше — водная гладь. Случайно один из ребят забросил на пласт замерзшей воды игрушку. Пытаясь ее достать, мальчик проломил лед и оказался в реке. Его понесло вдоль Немана быстрым течением. Когда поравнялся с одиноко стоящей вербой — он находился в 1,5 метра от берега, — исчез под водой.

Корреспондент «БН» искал в Столбцовском районе утонувшего второклассника и узнал, почему на этой реке часто стали пропадать малыши

ДВОЕ мальчишек — Павел ПРОЖЕНИК и Олег КАШПЕРОВИЧ — решили в снежный понедельник пойти поиграть на Неман. Взрослые, случайно увидевшие ребят у коварной реки (а после недавней оттепели там плавали льдины), отправили их по домам. Им казалось, что отправили: мальчишки, сделав вид, что ушли, незамедлительно вернулись, как только увидели, что строгих местных жителей больше нет. У берега льдина была с полметра, дальше — водная гладь. Случайно один из ребят забросил на пласт замерзшей воды игрушку. Пытаясь ее достать, мальчик проломил лед и оказался в реке. Его понесло вдоль Немана быстрым течением. Когда поравнялся с одиноко стоящей вербой — он находился в 1,5 метра от берега, — исчез под водой.

— Смотрите, кромка льда как-будто отгрызена — именно здесь провалился Павел, — показывает мне место происшествия государственный инспектор Столбцовского участка Госинспекции по маломерным судам Беларуси Иосиф Григорцевич. — К слову сказать, в этом районе раньше был старый деревянный польский мост. О нем напоминают сваи, торчащие из воды. А до моста — пристань для барж, которые переправляли лес. Но, к сожалению, для ребенка это место стало роковым. С начала поисковых работ мы изучили все участки рядом с предполагаемым местом гибели. В Немане обнаружили яму глубиной четыре метра, но там мальчика не нашли. Продвинулись дальше, ближе к мосту, обследовали километровый участок реки. Сейчас продолжаем работы. На третий день поиска прибыли спасатели из Солигорска во главе с начальником местной спасательной станции ОСВОДа Николаем Казановичем — разложили инвентарное оборудование, надели термические костюмы, проверили кислородные баллоны, подготовили лодку. В команде три человека: один водолаз ныряет, второй на судне его контролирует, а третий спасатель на берегу держит конец привязанного троса для подстраховки, чтобы в случае непредвиденной ситуации вытащить на берег. Также поисковой операцией руководит Александр Мудров, начальник Барановичской спасательной станции.

— До того как приступить к работе, опросили местных жителей об аналогичных случаях гибели на воде. Все места, где находили утопленников в этом районе, обследовали. Увы, тело мальчика так и не нашли. Сейчас идет проверка акватории всей реки. Есть сложности, например, видимость под водой — не дальше полуметра, — поясняет мне председатель республиканского совета ОСВОД Анвар Игамбердиев. — Сейчас, как вы можете видеть, ныряет водолаз 3-го класса Руслан Кондратьев. Температура воды в реке — минус 2 градуса. От переохлаждения спасает термический костюм. Он теплый, хорошо загерметизирован, вода на тело не попадет.

Тяжесть, которую несет на себе спасатель вместе с грузом, — 60 килограммов. У берега попадается мусор, приходилось даже покрышки резиновые вытаскивать со дна. Когда на пути водный кустарник, водолаз особенно осторожен — он может запутаться в страховочном тросе. К счастью, такого пока не происходило. Ведем поиски с учетом траектории течения от того дерева, где ушел под воду мальчик. Обследуем левый берег Немана в районе затоки, — рассказал Александр Мудров.

— Нужно искать именно в кустарнике подо льдом, для этого взять багор и им проверить. Одного утопленника именно здесь мы так и нашли. Думали, что где-то течением унесло. А он оказался всего-то в нескольких метрах от места гибели. Думаю, с мальчиком то же самое произошло, — поделился своими предположениями со спасателями житель Принемонья, опытный рыбак Анатолий Уласик.

Прибывшие водолазы Барановичской спасательной станции послушали его совет. Но попытки проломить лед были безуспешны — слишком толстый. Тогда принялись обыскивать подручными средствами. Обыскали все дно. Ничего.

— Этого и следовало ожидать. Скорее всего, тело малыша сейчас далеко от места его падения. Ведь одет был в зимнюю одежду, что позволяет течению уносить человека далеко вперед, — заключил ведущий специалист Республиканского совета ОСВОД Олег Борозна.

Не найдя малыша на этом участке, спасатели из Барановичей, работавшие на другом берегу Немана, подключились к коллегам из Солигорска. Разделили фронт работ.

— Чтобы не повторяться, мы исследуем правый берег, а они — левый, условная граница — середина реки, — поясняет мне Мудров.

Позже к двум командам спасателей подключилась третья, из Борисова. Мальчика искали весь световой день. Продвинулись еще на несколько километров, но безрезультатно. Сегодня спасатели не исключают, что тело его может всплыть за несколько десятков километров.

Подробные же причины гибели ребенка — почему так случилось, что дети остались без присмотра взрослых, почему у реки не было предупреждающих об опасности флажков, — еще предстоит выяснить.

— Мы обеспечили охрану места происшествия и оказали содействие Стобцовскому РОСК. Устанавливали свидетелей и очевидцев происшествия. Материалы проверки и выяснения подробных обстоятельств гибели малыша находятся в райотделе СК, — говорит заместитель начальника Столбцовского РОВД, начальник милиции общественной безопасности, подполковник милиции Руслан Харута.

Спасатели постоянно на связи с семьей малыша, информируют о результатах. Для мамы Павла растянувшиеся на несколько дней поиски — настоящий ад. Ей не могут показать мальчика ни живым, ни мертвым. Которые сутки женщина не смыкает глаз, у нее нервный срыв. На берег ее еще не пустили. От сильного нервного истощения не спасают даже бесконечные уколы. Медики находятся рядом с ней, сменяя друг друга, оказывают посильную помощь.

— Заведующая неврологическим отделением, где работала Люда, сказала, что больше уколов не нужно. От такого количества сердце может не выдержать, — рассказывает муж Иван.

О том, что в его семье произошла беда, мужчина узнал по телефону.

— Позвонили, представились специалистами «скорой медпомощи». Я сначала не поверил, подумал, что чья-то неудачная шутка. А когда со мной связались повторно, побежал со всех ног домой. Сын мой — очень подвижный мальчик. Любил играть на компьютере. С ним вместе играли в шашки, нарды. Он также посещал музыкальную школу. О том, где находится, всегда сообщал. Уходить куда-либо без разрешения мы строго-настрого запрещали. Не понимаю, как такое могло случиться, — Иван не может сдержать слез… — Лучший друг, с которым вместе пошли на речку, подарил собаку. А мы на 23 февраля — игрушечную машинку с дистанционным пультом управления. Очень любил наш подарок, никому не давал. Но кто знал, что именно эта машинка и станет причиной его гибели, что именно с ней пойдет играть к реке и провалится под лед? Не понимаю и тех людей, которые там были (видели тонущего. — Прим. автора). Один сказал: я не умею плавать. Мужчине 40 лет! Разве он после этого мужчина?

Отец Павлика убежден: Неман в том роковом месте нужно обязательно перегородить, чтобы в прибрежную зону никто не мог попасть, особенно дети! Прошлогодний случай почему-то никого не научил — в этом же месте летом утонул мальчик. Его маме 40 лет, малыш — единственный в семье…

Знакомлюсь с киномехаником Надеждой Панкевич — она живет у реки Неман. Но купаться опасается. В прошлом году вообще в воду не заходила.

— Неман очень коварный! Каждый год уносит у нас жизни одного-двух человек. Зимой на реке редко бывают люди, чаще — летом. В 2011 году недалеко от обрыва мальчик утонул, прямо возле своего дома. Ему было только шесть лет. Нашли на вторые сутки. У меня есть внуки. Приезжают погостить, когда просятся на реку, всегда иду с ними вместе. Купаются только там, где мелко, а я наблюдаю. Каждый купальный сезон прошу сына проверить дно. Во время паводка подмывает, и могут образоваться глубокие ямы по четыре метра. Из-за них, кстати, три года назад молодой парень утонул. Думаю, чтобы родители не волновались за своих детей, когда те одни остаются дома, стоило бы возобновить группу продленного дня в школах. До 5-го класса, как раньше, — делится со мной Надежда Панкевич.

Председатель республиканского совета ОСВОД придерживается такого же мнения — свободным временем детей должна заниматься школа:

— Нужно при проектировании школ предусматривать бассейн, и чтобы с начальных классов ребята учились не только ПДД, правилам поведения с огнем, но и плаванию, не говоря об оказании первой помощи.

ОСВОД за последние годы немало сделал для профилактики гибели на водах. Мы выпустили более 40 тысяч экземпляров наглядной агитационной продукции, создали более 11 тысяч уголков ОСВОДа в организациях и учреждениях республики. На базе спасательных станций в летнее время в детских оздоровительных лагерях с группами отдыхающих занимаются спасатели. Объясняют, как нужно себя вести, показывают, как плыть, когда тонешь или схватила судорога. К тому же постановлением Совета Министров нам было выделено 2 миллиарда 589 миллионов рублей для технического оснащения спасательных станций. Куплено 6 гребных лодок, 25 катеров «РИП» — с жестким днищем и надувным бортом, 40 лодочных моторов.

— Детей нужно с малых лет приучать к воде, — убежден Анвар Адылжанович. — И школа может в этом помочь. Произошедшее в Столбцах лишний раз доказывает, что наши маленькие дети беспомощны на воде. Это касается не только Немана, но и других рек. Нужно обязательно следить и за опасными участками, ставить предупреждающие знаки. Не знаю, почему никто не сделал выводов из прошлогоднего случая, когда Неман утянул на дно другого мальчика…

— На законодательном уровне я не вижу препятствий, чтобы поставить или ограждение, или знак, предупреждающий об опасности в прибрежной черте реки Неман. Но не слышал, чтобы с такой инициативой кто-то выступал на районом уровне. В том числе и родители детей. Наверное, потому что одни (дети которых погибли на воде) уже безразличны к этому, а остальные думают, что с их ребенком это не произойдет, — резюмировал исполняющий обязанности начальника районной инспекции охраны окружающей среды и природных ресурсов Александр Сорока. 

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Фото автора

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Иван ВИЛЬНЕВЕЦ, начальник отдела физической культуры, спорта и туризма Столбцовского райисполкома:

— Я думаю, что проблему с бассейном мы решим. К концу года, по проекту, в Столбцах вводится в строй большой физкультурно-оздоровительный комплекс с огромным бассейном. Если будут необходимые финансы, то малыши совсем скоро получат хорошую возможность научиться плавать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter