Рок в интерьере симфонии

Жителям районных городов дарована трогательная привилегия: слушать концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга не выезжая в столицу...
Жителям районных городов дарована трогательная привилегия: слушать концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга не выезжая в столицу. В Турове, Мстиславле, Мире, Несвиже, Чечерске, в их небольших и не всегда обустроенных домах культуры, музыканты появляются несколько раз в году, чтобы сыграть утонченную камерную музыку, которая когда–то исполнялась в аристократических гостиных, — произведения С.Монюшко, Ф.Миладовского, М.Ельского, М.Огиньского... Недавно (и, естественно, не в первый раз) фестиваль прошел и в Заславле. Но если в первый день, как заведено, звучала классика, то во второй были исполнены сочинения нашего современника — народного артиста, лауреата Государственной премии композитора Дмитрия Смольского, на авторский концерт которого приехал даже Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии Норберто Капелло. О связи поколений в искусстве и сложилась наша беседа.

— Дмитрий Брониславович, трепетное отношение вашего отца, известного музыковеда Бронислава Смольского, к истории белорусской музыки как–то повлияло на вашу жизнь и мироощущение?

— Я родился и всю жизнь прожил в Беларуси, отсюда и творческая необходимость обращения к нашей культуре, истории. Среди моих сочинений, вы знаете, есть и опера «Сiвая легенда», и оратории «Паэт» и «Мая радзiма» на стихи белорусских поэтов. Конечно, и родительское воспитание сыграло немаловажную роль. Мой отец был знатоком национального оперного театра, и благодаря ему я с детских лет знал Тикоцкого, Аладова, Оловникова... Мое детство прошло в небольшом композиторском доме с восьмью квартирами на Торгово–Набережной улице. Нашим соседом по двухкомнатной коммуналке с общим коридором был Владимир Оловников, так что я, можно сказать, первый слышал все песни, которые он сочинял...

— Говорят, вы работаете сейчас над новой редакцией «Сiвой легенды»?

— Я начал переписывать центральные арии, но пока не было времени серьезно этим заняться. «Сiвая легенда» мне очень дорога. Я с большой любовью и уважением относился к своему другу Владимиру Короткевичу — эрудированному, самобытному и интересному человеку, который помог мне открыть белорусскую историю, культуру. Мы часто виделись, когда он писал либретто, у меня есть все его книги с дарственными надписями.

Вообще–то у меня много разных идей, задумок — хватило бы только здоровья их воплотить.

— Представляю, какого напряжения требует композиторский труд...

— К настоящим композиторам я причисляю тех людей, кто не может не писать музыку, кому просто необходимо высказаться, самовыразиться, раскрыть свою индивидуальность. Правда, профессионалов у нас довольно много, но пишут они не столь активно, как могли бы, потому что трудно реализовать свои сочинения. У нас на всю страну всего один оперный театр, один театр музкомедии. А в Польше и других европейских странах их не счесть...

— Но у вас ведь никогда не возникало ощущения творческой невостребованности, не так ли?..

— Не могу сказать, что я обижен вниманием со стороны исполнителей. Все мои сочинения звучали, и неоднократно. 12–я симфония за последние полгода была сыграна 6 или 7 раз. Дело в том, что симфонические произведения и не могут исполняться часто. Мировые шедевры — Чайковский, Римский–Корсаков, — и те звучат один–два раза в сезон, а сочинения Шостаковича — вообще крайне редко. Фактически у нас концертирующий оркестр только один — филармонический, и он играет ту программу, которую ему заказывают. За границей исполнить симфоническое произведение тоже достаточно сложно, нужно подготовить заинтересованность зрителя. Но наша камерная и ансамблевая музыка находит там своего слушателя на фестивалях, например на «Варшавской осени».

— Дмитрий Брониславович, вы, вероятно, один из немногих белорусских композиторов, совместивших несовместимое: классическую и рок–музыку...

— Да, думаю, вы правы. Дело в том, что мой сын Виктор примерно с 12 лет серьезно увлекся электрогитарой и стал в конце концов одним из лучших в своей области. Уже 15 лет живет в Германии, играет параллельно в одной из известнейших групп Rage, сольно и в ансамбле с другими звездами. Поэтому волей–неволей я имел возможность (а на начальном этапе это, признаюсь, происходило в принудительном порядке) приобщиться к определенному тембру, акустике. Когда бывал на Западе на его концертах, сделал для себя столько открытий! Электрогитара — инструмент, без которого рок–музыка невозможна. Слушать тихо ее нельзя, напрасно старшее поколение просит детей и внуков уменьшить звук. Сила воздействия рока — в его колоссальной мощи, ритмической основе. У меня уже барабанные перепонки, правда, не выдерживают, закладываю в уши немного ваты. И еще всегда восхищает качество звука, не сопоставимое с выступлениями поп–музыкантов, где постоянно фонит. Какую аппаратуру надо иметь, чтобы играть для 50 — 100 тысяч слушателей!

— Сколько же произведений вы сочинили для электрогитары?

— Немного. Только в 9–й симфонии электрогитара солирует, в 13–й она просто равноправный инструмент оркестра — мне понадобились ее тембр, мощь, фактура. Есть еще несколько небольших произведений для исполнения с камерным ансамблем. Я ведь не рок–композитор, этим занимается сын, выпустивший уже около 15 дисков. Виктор является лицом японской фирмы «Ямаха», и его часто приглашают выступать. Несколько раз он побывал в Дубае с сольным концертом. А пару лет назад выпустил альбом «Еретик», где, использовав все мои симфонии, аранжировал некоторые из них, наложив записи группы Rage. Выстроил свою очень интересную драматургию с текстами на трех языках — русском, английском и немецком. Мы даже искали для него в архивах библиотек информацию о XVI — XVII веках — времени сожжения еретиков. Сын довольно часто использует в своих сочинениях отрывки из моей музыки: из оперы «Франциск Скорина», ораторий и симфоний. Естественно, никаких претензий по авторству я не имею, а могу только гордиться тем, что Виктор достиг в своей области таких высот. Уже около 10 лет он входит в десятку лучших рок–гитаристов мира. В 2006 году вместе с командой Кипелова объездил практически все крупные российские города — от Владивостока до Калининграда. Тогда же сын был признан там по результатам интернет–опроса лучшим рок–гитаристом России. Жаль, что Rage до сих пор не давала концертов у нас, надеюсь, рано или поздно это произойдет. 22 февраля в 48 странах мира выйдет DVD–диск с выступлением ребят в Гамбурге, где участвовал и наш симфонический оркестр академии музыки «Маладая Беларусь». Изумительный концерт!

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter