Рок истории

Об экономиках США и ЕС

Франклин Рузвельт, который вывел Америку из Великой депрессии 30–х годов, вынужден был решать примерно такие же проблемы, с которыми сегодня сталкивается нынешний президент Соединенных Штатов. В библиотеке конгресса можно найти запись его беседы с избирателями тех лет:


— Любое правительство, как и любая семья, в некоторые годы может потратить больше, чем получило. Но и мне, и вам известно, что те, у кого это входит в привычку, оказываются в богадельне...


Американская экономика, разумеется, не в богадельне. Она по–прежнему остается самой крупной и конкурентоспособной, но из–за расточительности правительства впервые за всю историю рейтинговое агентство Standard & Poor’s опустило рейтинг США с самого высшего  «ААА» до «АА».


Обывателю мало о чем скажут эти загадочные буквы — курс доллара вроде бы вовсе не падает. Но, как пишут биржевые аналитики, это событие знаменует собой новую эру в мировой экономике. Правда, сами они пока не могут ответить, какая такая новая эра началась, ограничиваясь констатацией: рухнул один из столпов глобальной финансовой системы. Ведь раньше рейтинг «ААА» для США служил не переменной, а константой. Он как бы указывал на мирового лидера, на которого все остальные должны равняться. Теперь, получается, есть страны, у которых больше порядка в кошельке, чем у американцев. Однако при этом доллар остается основной резервной валютой. И в этом кроется противоречие...


Вопрос, почему Барак Обама не прислушивался к советам своего знаменитого предшественника, — риторический. История, как известно, никого и ничему не учит. Хотя экономисты давно доказали, что кризисы цикличны, и даже, как мы видим, имеют в чем–то схожую природу... Гораздо важнее вспомнить, к чему может привести Великая депрессия–2, в которую, кажется, погружается наша планета.


Кризис 30–х закончился плохо не для Америки, а для Европы. В которой на волне обнищания народа пришли к власти националисты, которых сегодня принято называть нацистами, фашистами и т.д. Они нарисовали понятную картину мира и быстро нашли «виноватых». К чему это привело, мы хорошо помним. А Соединенные Штаты после Второй мировой войны вышли супердержавой, и именно тогда доллар начал свое триумфальное шествие по странам и континентам...


Справедливости ради нужно отметить, что сегодняшний мир серьезно отличается от себя 80–летней давности. Глобализация сделала свое дело. Самой пострадавшей страной, от — представим на минуточку — дефолта за океаном будет Китай. И не только потому, что Пекин является основным кредитором Вашингтона. Штаты — главный рынок сбыта товаров made in Сhina, на них зиждутся успехи китайского ВВП.


Во времена Великой депрессии каждое государство пыталось решить свои проблемы самостоятельно, предпочитая строить заборы, а не наводить мосты. Сейчас все выглядит по–другому, предпринимается попытка решать проблемы сообща.


Операторы связи обогатились в эти выходные на международных звонках: мировые лидеры всю субботу и воскресенье, забыв об отдыхе, висели на телефонах, пытаясь как–то погасить волну на биржах. За последние две недели индекс нью–йоркской биржи упал на 10 процентов, причем падение было зарегистрировано на 9 сессиях подряд, чего не происходило со времен «черного вторника» 1929 года. Финансовое цунами тут же накрыло площадки в других регионах мира.


Однако, если разобраться, к чему они пришли? Опять же довольно эгоистичные меры.


Спасая третью и четвертую экономику еврозоны — Италию и Испанию — от греческой трагедии, Европейский центробанк начал выкупать гособлигации этих стран. Это значит, включил на всю мощность печатный станок. Это крайняя мера, к которой ЕЦБ давно не прибегал, и по этому можно судить о степени серьезности проблем в еврозоне.


Российский эксперт, доктор экономических наук Сергей Дубинин, считает, что развитые государства, накопившие огромные долги, говорят об экономии, но прибегают к «финансовым репрессиям» в отношении остального мира.


Чтобы обесценить свои обязательства перед кредиторами, они включат инфляционный механизм: чем ниже курс валюты, тем меньше ты должен. «Накачка денежной массы и в долларах, и в евро, и в фунтах, которую ныне политкорректно именуют «количественным смягчением», уже принесла рост долларовых цен на все торгуемые на международных биржах товарные инструменты, — отмечает он. — В среднесрочной перспективе инфляция обесценит государственные обязательства не только Греции. «Финансовая репрессия» позволит гасить эти обязательства обесцененными в реальном выражении долларами и евро».


Пока еще рано говорить о коллапсе мировых финансов, и даже появление новой резервной валюты, к чему призывают Пекин и Москва, не кажется реальной перспективой. Но действия США и ЕС все больше напоминают тушение пожара керосином.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter