Рога и капоты

Появление на проезжей части диких зверей не редкость

В прошлом номере мы рассказали об инциденте на трассе под Минском. Автомобиль «феррари» сбил косулю, которая внезапно бросилась из леса через дорогу. Происшествие необычно только тем, что в нем повреждена очень дорогая машина. Но появление на проезжей части диких зверей не редкость даже вблизи крупных городов.

Ежегодно в сводки ГАИ попадает около двух сотен ДТП с участием диких животных. Особенно часто такие наезды случаются во время осенней и весенней миграции зверей и иногда заканчиваются трагическими последствиями. Столкновение с лосем, например, на высокой скорости по повреждениям равноценно удару в другой автомобиль или дерево. Впрочем, даже появление на дороге зайца при неумелых действиях водителя может навлечь беду. Чтобы избежать опасности, надо быть готовым к подобным ситуациям на дороге и, главное, знать, как себя вести.

— Увидев дорожный знак «Дикие животные», необходимо снизить скорость, чтобы хоть как-то уменьшить тяжесть возможных повреждений автомобиля, — дает совет Юрий Краснов, старший инспектор УГАИ ГУВД Мингорисполкома. – Кроме того, двигаясь в зоне действия знака, можно периодически сигналить. Звери боятся звуков цивилизации, стараются укрыться от них и уходят подальше от дороги. Но такой способ следует применять, если находишься на дороге один и знаешь, что твои сигналы не испугают никого из соседей-водителей.

Рекомендациями по нашей просьбе поделились и специалисты Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Так, увидев на дороге дикое животное, не стоит пытаться увеличивать скорость и объезжать препятствие. Именно потому, что невозможно предвидеть реакцию испуганного зверя на быстрое приближение автомобиля, воспринимаемого им как источник опасности. Даже если у лося есть возможность убежать, он может остановиться, чтобы отразить нападение. Из-за особенностей зрения копытные не в состоянии правильно оценить расстояние до автомобиля и соотнести его со скоростью, поэтому могут броситься прямо под колеса.

Несколько иначе стоит вести себя с вышедшими на дорогу домашним животными. Сигналить им категорически запрещено. Испуганная корова может боднуть автомобиль, а лошадь – «понести» телегу.

В отличие от лося, кабана и косули встреча лоб в лоб с мелкими зверями вроде зайца или лисы не сулит серьезных материальных проблем. Однако если водитель на скорости под 100 километров в час решает в последний момент объехать возникшее препятствие, то идет на риск. Ведь резкий маневр может привести к потере контроля над автомобилем, столкновению с другой машиной. И тогда дело может не ограничиться сломанным бампером и разбитой фарой. В ГАИ считают: решение надо принимать исходя из ситуации. Если расстояние и скорость позволяют предотвратить столкновение, можно тормозить. Но если машина движется слишком быстро и в потоке, то лучше воздержаться от резких движений.

Неприятности могут доставить даже лягушки и жабы. Земноводные скачут дорогами своих предков, которые нередко пролегают через магистрали и города. Для водителей обстановка усугубляется в дождь, когда асфальт становится скользким, снижается коэффициент сцепления колес с дорогой, что может привести к заносу автомобиля, съезду в кювет или опрокидыванию. В Беларуси есть участки дорог, где стоят сезонные знаки, предупреждающие о массовой миграции земноводных. При подъезде к ним надо заранее снижать скорость...

Некоторые водители, сбив животное, решают сразу же уехать с места ДТП. Возможно, полагают, что придется платить немалый штраф за нанесение ущерба природе. Однако это не так.

— Не имеет значения, произошло столкновение в зоне действия знака «Дикие животные» или нет. У охотпользователей, как правило, претензий к водителям не возникает, — говорит Вадим Крутько, заместитель начальника управления охоты и рыболовства Белорусского общества охотников и рыболовов. – Другое дело, если водитель решит положить тушу сбитого животного к себе в багажник. Это уже считается незаконной добычей и влечет серьезную ответственность.

 

К примеру, за одну косулю, добытую с нарушением правил, придется заплатить 60 базовых величин (2 миллиона 100 тысяч рублей) в качестве компенсации ущерба природе. Такой же штраф – за кабана. А убитый лось обойдется браконьеру в 95 базовых величин. Причем если уничтожается беременная самка, то сумма штрафа умножается пропорционально количеству зародышей.

Каким образом, кроме водительской осторожности, можно свести к минимуму число происшествий с участием диких животных? Огораживать леса вдоль дорог бессмысленно, – повинуясь инстинкту, звери все равно найдут место, где можно перейти трассу. Осенью 2009 года Управление ГАИ МВД Беларуси объявило о закупке специальных приборов «Волчий глаз» — столбиков с призмами, преломляющими свет автомобильных фар на 90 градусов. Название говорит за себя: столбики имитируют волчьи глаза, звери пугаются и уходят в лес, пока не проедут машины. Используются ли они сегодня и есть ли толк? Как нам удалось выяснить, тогда в стране было установлено 80 таких устройств, но их эффективность никто не анализировал. От дальнейшего эксперимента отказались еще и потому, что часть «Волчьих глаз» вскоре после установки была похищена...

--------------------------------------

Невероятно, но факт

Курьезное появление лося в Минске случилось в 1975 году. Сохатый забрел в гастроном на улице Калиновского, прошелся по торговому залу, сломал весы и разбил зеркало, в котором увидел свое отражение. Когда спасатели выманили животное на улицу, оно бросилось в лес. А магазин еще долгое время называли в народе «лосиным». Другой случай запомнился минчанам в сентябре 2009 года – лось попал в ДТП в самом центре Минска. Ранним утром машина сбила животное на проспекте Машерова недалеко от стелы «Минск – город-герой». После удара лось встал на ноги и поковылял в парк, но через 50 метров свалился замертво.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter