Родовая память на замке. Или – в замке?

А буквально в эти дни новость о том, что Совет Министров Беларуси утвердил список бывших панских усадеб, которые «рекомендовано на льготных условиях предоставлять субъектам хозяйствования для нужд сельского туризма».

В ближайшие семь лет в нашей стране должны быть приведены в порядок все имеющиеся замки — таково поручение Президента Беларуси.

А буквально в эти дни новость о том, что Совет Министров Беларуси утвердил список бывших панских усадеб, которые «рекомендовано на льготных условиях предоставлять субъектам хозяйствования для нужд сельского туризма».

В списке — 46 родовых «гнезд». Это много или мало? А что делать с теми объектами, которые не попали еще в список ожидания? По стране езжу часто, и могу сказать с уверенностью: любопытных объектов, достойных внимания даже самого взыскательного туриста, в нашей глубинке хватает. Но вот в каком состоянии жемчужины местного и не только масштаба? Помнится, чтобы полюбоваться развалинами старинной мельницы на Браславщине, мне пришлось «штурмовать» густые заросли из лопухов и прочей сорной растительности. Благо жители деревни, возле которой расположен уж сильно «законспирированный» туристический объект, подсказали, куда примерно двигаться. Про указатели, к слову, нужно вести отдельный разговор — чем дальше в сельскую глубинку, тем меньше шансов найти ценные «указующие знаки».

Кто проложит нормальную тропу к подобным достопримечательностям? Скоро ли хотя бы первые десятки родовых усадеб обретут своих хозяев? Новых, настоящих? Пойдет ли быстрыми темпами процесс возрождения бывших поместий и придания им агротуристического статуса? Думаю все же, что судьба позаброшенных нынче усадеб сильно будет зависеть от позиции местных властей. И в первую очередь от того, захотят или нет передавать тот или иной объект на льготных условиях конкретному инвестору? Хочется верить в оптимистичный вариант развития ситуации. Не исключено и то, что чиновники на местах предпочтут… выждать, надеясь на приход более подходящего потенциального хозяина для поместья. А ведь в некоторых случаях промедление действительно смерти подобно — та или иная местная жемчужина рискует превратиться в груду развалин, не дождавшись инвестиционных вливаний.

Убеждена: денежным людям, желающим раскошелиться на панский дом, нужно помогать и дальше, после передачи усадебного комплекса!

Дельную мысль в развитие этого посыла высказал недавно Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. В стартовавшей пятилетке в Беларуси должны, наконец, появиться целые агроэкотуристические курорты! (Еще год-два назад об этом говорилось немало, но пока не слышно было про открытие хотя бы одного из перспективных новообразований.) Предполагается, что такой курорт станет неким комплексным объектом, где найдется применение и частным агроусадьбам, и туристическим комплексам крупных сельхозпредприятий, и отреставрированным бывшим панским «сядзібам», и охотхозяйствам. По мнению Вадима Кармазина, агроэкотуристические курорты не возникнут сами по себе, тут потребуется участие государства. Оно, судя по всему, намерено активно инициировать продвижение кластерных моделей, партнерских сетей. Я бы назвала это воплощением в туриндустрии глубинки принципа эффективного партнерства. Когда частник с капиталом и государство с координирующими функциями не сами по себе, а во взаимовыгодном сотрудничестве! Тогда и возрожденные усадьбы пустовать не будут, и замки, глядишь, удастся за несколько лет поднять. Пока же чаще они, да и усадьбы панские поменьше, на грустном замке. Хотя, как правило, хозяева у них есть. Но пока у «ведающих» объектом хватает других забот, а денег на обновление — увы...

Думается, пришла пора провести своеобразную инвентаризацию замково-усадебного наследия Беларуси! И взглянуть на ее результаты не с позиции «есть хозяин на бумаге — и ладно», а по-деловому. Уверена: надо, чтобы в глубинке были свои жемчужины, но не в «обрамлении» лопуховых зарослей, конечно же…

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter