Родных нужно любить. Бескорыстно

Психоневрологические интернаты — не для иждевенчества

Звонок в корпункт «Р» стал еще одним доказательством важности проблемы, обсуждаемой на республиканском уровне. Мужчина просил помочь… в поисках платного психоневрологического интерната для своей мамы.

Мой собеседник очень боялся, что я буду осуждать его за такое непростое и неоднозначное решение, а потому вновь и вновь объяснял причины: вместе с женой и двумя сыновьями живет в двухкомнатной квартире. Мальчишки — школьники, им нужно готовиться к урокам. Супруга — водитель троллейбуса, трудится в две смены. Сам Антон Павлович — строитель, часто уезжает на объекты за пределы области. Поменять сферу деятельности сложно — семья строит трехкомнатную квартиру. Одним словом, за бабушкой смотреть некому. А та — как малое дитя: путает день с ночью, вяжет «косички» из простыней да пододеяльников, порывается уйти на улицу из окна шестого этажа…

Проблема. Тот, кто, действительно, искренне заботится о родном человеке, готов сегодня платить деньги за хороший уход, который самостоятельно обеспечить больному не может. Пока же помощь психоневрологических интернатов бесплатна абсолютно для всех, многие используют госучреждения для достижения исключительно корыстных целей.

Дело даже не в том, что в нашем гуманном обществе есть немало сыновей, дочерей и внуков, готовых через лишение дееспособности избавиться от соседства с пожилыми мамами и бабушками. Тот, кто воочию сталкивался со старостью, меня поймет: сегодня при желании «неадекватным» можно признать каждого третьего человека, перешагнувшего 80-летний рубеж. Забывчивость, обидчивость, попытки сделать то, чего не просят, и т.д. Эти черты присущи многим и в более молодом возрасте. Правда, такие люди еще могут постоять за себя. А вот физическая слабость и умственная «усталость», скажем, на девятом десятке жизненных лет уже не всегда позволяют трезво оценивать смысл действий своих родных. Как-то в психоневрологическом интернате Верхнедвинского района встретила бабушку — ветерана Великой Отечественной войны. Судя по всему, пожилой человек, только попав в закрытое учреждение, понял: от него просто избавились. Тихая, спокойная, аккуратная и очень коммуникабельная старушка, которая, по словам персонала, не доставляет никаких проблем, успела «подарить» деткам благоустроенную квартиру, полученную от государства за свои фронтовые заслуги…

А ведь речь идет не только о пожилых людях — в психоневрологических интернатах страны сейчас проживает более 850 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Страшная цифра, за которой — горе, слезы, сотни искалеченных судеб. Попробуем разобраться: кто в этом виноват? Не в последнюю очередь те мамаши, которые на всех сроках беременности не отказывают себе в алкогольных, никотиновых, наркотических «удовольствиях», рожают, как те кошки, одного за другим.

По словам заведующей отделением для недоношенных детей и детей с патологией центральной нервной системы Витебской детской областной клинической больницы Светланы Клишо, среди новорожденных пациентов все чаще встречаются детки с никотиновой и алкогольной зависимостью. Хоть ты им сто граммов в бутылочке давай или сигарету вместо пустышки…

Вот он — будущий контингент тех самых психоневрологических учреждений. И что же? Давайте все вместе поможем «мамочкам» побыстрее перекинуть эту ношу на плечи государства, а значит, всех нас? Почему при лишении родительских прав «кукушка» вынуждена платить за содержание своего ребенка в госучреждениях и приемных семьях, а в таких случаях — нет? Не думаю, что при желании специалистам, отслеживающим здоровье малыша с внутриутробного периода, сложно будет впоследствии доказать пагубную роль мамы в его инвалидности. А ведь есть еще и те женщины, которые рожают, невзирая на запреты врачей, уже заранее обреченных на недееспособность детей.

А потому, бесспорно, порядок платы за пребывание в учреждениях психоневрологического профиля должен быть всесторонне продуман, детально просчитан, строго дифференцирован с учетом конкретных обстоятельств. Тому, кто нуждается в помощи, государство обязательно должно помочь, но и с иждивенчеством пришло время заканчивать, так как оно уже переходит в стадию опасной и заразной болезни… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter