«Родные» мои…

Необычна  судьба  партизанской  разведчицы Валентины  Петровны  Буйкевич. Родилась она в 1925 году в деревне Шумщина Койдановского (теперь Дзержинского) района Минской области. Войну встретила молоденькой девчонкой...

Необычна  судьба  партизанской  разведчицы Валентины  Петровны  Буйкевич

Родилась она в 1925 году в деревне Шумщина Койдановского (теперь Дзержинского) района Минской области. Войну встретила молоденькой девчонкой.

— Мой отец, Буйкевич Петр, в Первую мировую войну ушел на фронт, оставив на руках матери шестерых детей. Вернувшись с фронта, он работал в сельском  хозяйстве. В 1934 г. умерла мать. Отец женился на вдове с семью детьми. Нас стало 13 детей, — рассказывает Валентина Петровна. 

...Немецкие оккупанты пришли в нашу деревню 28 июня. Начались расстрелы пленных красноармейцев, жителей,  связанных с партизанами. Два моих старших брата, Леонид и Вик­тор, активно помогали партизанам, добыли для них план не­мецкого укрепленного района на железнодорожном участке Фаниполь–Койданово–Негорелое. 

В конце 1942 года карательный батальон за связь с партизанами сжег наш дом, где находились отец и 9 детей. Позже каратели сожгли деревни Криштофово и Новосады. 

В мае 1943 года в нашей деревне появились неизвестные люди. Одеты они были в советскую форму, но от партизан чем-то отличались. Мой брат Леонид вечером  встретился с ними. Стало известно, что их забросили самолетом в Плещеницкий район Минской области, откуда они  добирались до своего района  действий. Брат предложил мне помогать этой группе. И я, не раздумывая, согласилась. Начиная с июня 1943 года я стала связной,  потом руководителем группы связных из 11 человек, которых подбирала сама. Для группы «Родные» мы нашли укромные места в Плашевском лесу, на Рудодовском хуторе, в деревнях Молотово, Писовщина. Во время блокады долго сидели в болоте за Новосадами. 

Моя подруга Елена Гелегузова два раза приносила мины и передавала их на Минскую табачную  фабрику, чтобы там могли совершить диверсию. У директора Дзержинского банка была дочь Валя, моя подруга, с ней я часто выполняла за­дания этой группы. 

Валентина Петровна не очень подробно рассказывала о своей деятельности в качестве связной. В материалах спецгруппы «Родные» сохранились наградные листы. Вот как они характеризуют нашу героиню: «Буйкевич В.П. работала с июня 1943 года резидентом спецгруппы НКГБ БССР, на связи имела 11 агентов. Ее аген­турой произведено в г. Дзер­жинске 5 диверсий, два терро­ристических акта над предателями Родины, выявлены 28 аген­тов гестапо,  56 пособников оккупантов. С риском для жизни во время блокады приносила группе боеприпасы и  медикамен­ты. Бесперебойно обеспечивала группу материалами разведки. Добыла и передала в отряд планы укрепления железной дороги Минск–Барановичи и укреплений города Дзержинска. 

Буйкевич В.П.  достойна представления к награде – ор­дену Красной Звезды». 

За этими сухими строками официального документа сотни пройденных километров, где на каждом  шагу  поджидала смерть. На этом пути довелось пережить гибель брата Лео­нида, с которым вместе шли на задание,  видеть  страшную смерть отца и других детей, сожженных в своем доме. Да что там говорить, волей судьбы 16-летняя белорусская  де­вушка вступила в схватку с коварным, жестоким врагом, при­чем не в открытом бою, а в качестве разведчицы, где каждый шаг, каждое слово, каждая встреча с новым человеком таили в себе смертельную опасность. Задания приходилось выполнять самые раз­нообразные, и все они были связаны с риском. 

«После войны нам категорически было запрещено расска­зывать, что мы были связными спецгруппы «Родные», — вспоминает Валентина Петровна. — Всем мы говорили,  что воевали в партизанских отрядах. Даже да­вали  подписку о неразглашении своей деятельности в период Великой Отечественной войны. И только в последнее время стали открыто говорить о своей работе в тылу врага». 

В настоящее время Валентина Петровна Буйкевич проживает в Минске. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter