Родники молодости ледниковой выдержки

Поозерье — сеть уникальных белорусских водоемов, в которую входят группы Нарочанских, Браславских и Ушачских озер. Вокруг них тысячи лет тому назад сложился неповторимый рельеф озерно-моренно-холмистых ландшафтов...

Беларусь не случайно называют страной озер. Их — больших и малых — у нас свыше 10 тысяч. Свой отсчет голубые жемчужины ведут со времени отхода с территории Беларуси Валдайского ледника. Это было более 10 тысяч лет назад. На отрогах его отступления и сформировалось Поозерье — сеть уникальных белорусских водоемов, в которую входят группы Нарочанских, Браславских и Ушачских озер. Вокруг них тысячи лет тому назад сложился неповторимый рельеф озерно-моренно-холмистых ландшафтов. 

Уникальная природа с каждым годом притягивает к себе все больше туристов. Однако увеличивающаяся антропогенная нагрузка на экосистемы может привести к их деградации. О первоочередных мерах по сохранению уникальных белорусских озер рассказал заведующий сектором кадастра растительного мира Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси кандидат биологических наук Олег МАСЛОВСКИЙ

— Олег Мечиславович, чем уникально наше Поозерье? 

— Эту территорию называют белорусской Швейцарией. На мой взгляд, такое определение небезосновательно: относительные перепады высот рельефа составляют 40 и более метров. Например, река Страча природного комплекса Голубые озера — типично горная река с бурными потоками. Голубые озера питаются за счет бьющих со дна и по берегам ключей: в воде, имеющей изумрудно-голубоватый цвет, содержится много кальция. Один из таких ключей за уникальные свойства его воды туристы назвали «Родник молодости». 

По своему природному потенциалу Поозерье — туристический клондайк. Начиная с 70-х годов желающих провести выходные или отпуск в этих заповедных местах становится все больше. 

— Каким образом сохранить неповторимые экосистемы и создать наиболее благоприятные условия для туристов? Какую рекреационную нагрузку без ущерба для окружающей среды могут выдержать, к примеру, туристические стоянки, расположенные вокруг озер? 

— Сотрудники нашего сектора наладили сотрудничество с администрациями национальных парков «Нарочанский» и «Браславские озера». В дальнейшем планируем распространить этот опыт на другие природоохранные учреждения страны. На первом этапе выбрали самый животрепещущий вопрос, который требовал немедленного решения, поскольку происходило изменение структурно-функционального зонирования территорий. Вокруг Нарочанских и Браславских озер произрастает много редких видов растений. Например, Голубые озера, входящие в группу Нарочанских, — единственное место в Беларуси, где растет меч-трава. Там же — единственное место в Поозерье, где произрастает дикий тюльпан. Они, так же, как харовые водоросли и водоросль гильденбрантия, которые встречаются только в чистой воде, занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Поэтому мы в течение трех лет изучали уровни антропогенной и рекреационной нагрузки на природные комплексы белорусских озер. Оказалось, что экологическое состояние этих объектов достаточно неравномерное. Так, на стоянках озер Большой и Малый Болтики (Нарочанская группа) мы посоветовали администрации НП «Нарочанский» увеличить поток туристов. А те стоянки, что возле озера Болдук, местные власти по нашей рекомендации, напротив, закрыли для посещений. Если восстановительные процессы растительного покрова будут идти быстрыми темпами, то, по всей видимости, в 2008 г. они откроются. 

— Почему важно следить за состоянием прибрежной кромки? 

— Прибрежные экосистемы очень ранимы — узкая лента растительности из-за присутствия человека быстро деградирует. Ученые-ботаники стараются сохранить экосистемы в неприкосновенности. Наши сотрудники, обследуя эти территории, обращают внимание в первую очередь на произрастающие там растения. Многие из них в той или иной степени являются индикаторами антропогенной нагрузки. 

— Олег Мечиславович, каковы итоги ваших исследований на сегодняшний день? 

— Специалисты нашего сектора совместно с сотрудниками национальных парков разработали научно обоснованные рекомендации. В результате проделанной работы определен перечень первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической ситуации, касающихся также и туристических стоянок: было просчитано, сколько посещений туристов за год, а также ежедневно могут выдержать эти природные комплексы. Более того, мы наметили новые направления в туристической деятельности. Одно из них — ботанический туризм. Он, к слову, широко распространен в западных странах, а стоит гораздо дороже обычного. К примеру, прибалтийские страны на этом зарабатывают большие деньги. Так, неделя пребывания на озерах в Игналине, где ученые и любители природы могут фотографировать уникальные растения, стоит около 3 тысяч евро. 

— Скажите, пожалуйста, улучшается ли в целом экологическая обстановка вокруг белорусских озер? 

— Нагрузка на природные экосистемы вокруг озер по сравнению с той, что была несколько лет назад, уменьшилась. Сыграли свою роль природоохранные мероприятия, а также информационные щиты, буклеты, листовки и многое другое. Но необходимо также разрабатывать планы управления территориями, то есть перейти к экологическому менеджменту. Нам нужно знать точно: чего мы хотим достичь через 5 лет. Для ответа на этот вопрос нужно решить ряд задач. Среди них — новое направление — ренатурализация. Этот процесс, к слову, активно развивается в европейских странах: там от охраны природы перешли к ее восстановлению. Поскольку территории Браславских и Голубых озер признаны наиболее ценными природными объектами в Европе и включены в Европейскую экологическую систему, для них мы разрабатываем планы управления. Это нужно для того, чтобы обосновать развитие туризма и запустить механизм самовосстановления экосистем. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter