Родительский оброк

Все мы немного спонсоры, когда речь заходит о школе.
Все мы немного спонсоры, когда речь заходит о школе. Во всяком случае, трудно найти родителей, которые бы ни разу не заклеивали окна в классе, не скидывались на ремонт кабинета. И это нормально: без помощи со стороны школе сейчас трудно. Другое дело, если разовые родительские субсидии превращаются в поборы, а разговор директора с мамами и папами учеников начинается с прямого вопроса: "Чем вы нам можете помочь?"

Это сегодня довольно типичная ситуация, особенно в гимназиях. С частными учебными заведениями все понятно: там обучение по определению платное. А вот бесплатные государственные... В одном из них накануне 1 сентября с родителей потребовали по 25 у.е. на индивидуальные одноместные парты, в другом - по 15 у.е. на аудиокурс английского языка, в третьем - по 30 у.е. на гимназическую форму. И чем престижнее школа, тем шире приходится раскрывать семейный кошелек. Аппетиты администрации подогреваются (а часто и разжигаются) старым недобрым родительским комитетом, который инициирует в подавляющем большинстве случаев сбор денег. Предлогов для этого сколько угодно: на цветы учителю (ко Дню учителя, к Новому году, к 8 Марта, ко дню рождения), на подарок (дежурными вазами сейчас дело не ограничивается, в ход идут фирменные фены, тостеры, утюги), на культурные мероприятия, на "непредвиденные" нужды, на мелкий ремонт. Поэтому обирают родителей регулярно, по 3 - 4 раза в год. Представьте, какая в итоге набегает сумма, если в гимназии учится, скажем, 500 человек и каждый сдает в общую копилку хотя бы 5 - 10 долларов... В одной из престижных минских школ несколько лет назад произошел вообще вопиющий случай: деньги - "кто сколько может, но желательно в условных единицах" - собирались на лечение директрисы. Сама она, правда, пребывала на сей счет в полном неведении, идея всецело принадлежала опять же родительскому комитету, который действовал в лучших традициях подхалимажа. А уж когда речь заходит о выпускном вечере, фантазия чересчур активных родителей вовсе границ не знает: в нынешнем году прощание с детством обошлось некоторым старшеклассникам по 40 долларов с носа! Да что выпускники, если даже на сладкий стол четвероклашкам могут, не моргнув глазом, в добровольно-принудительном порядке собрать по 12 у.е.! Мысль о том, что не все могут позволить себе такое удовольствие, родительскому комитету, ядро которого в гимназиях составляют обычно мамы вполне обеспеченные, похоже, в голову не приходит.

Эту печальную картину только усугубляет ее полная анонимность. Увы, никто из страдающих от школьного вымогательства родителей, которых среди моих знакомых обнаружилось в избытке, ни под каким видом не согласен обнародовать не то что свою фамилию, даже номер проштрафившейся школы. Слишком велик риск, что "сигнал с места" аукнется на будущей учебе ребенка. Ведь на первый взгляд все происходит в рамках закона - в соответствии с утвержденным положением о школе, где, помимо государственного финансирования, определен такой источник формирования школьного бюджета, как спонсорская, в том числе и родительская, помощь.

- Но оказывать эту помощь родители должны сугубо добровольно, - разъяснила начальник отдела общего и среднего образования Минского управления образования Алла Фролова. - К нам также нередко обращались родители с подобными жалобами. В прошлом году, к примеру, к нам поступил сигнал, что в минской школе N 62 собирают деньги на жалюзи, и мы тут же остановили этот процесс, вернули деньги родителям.

Бояться огласки, заверила Алла Федоровна, не стоит. Во-первых, потому, что без особой необходимости "рассекречивать" жалобщика никто не будет, а во-вторых, для защиты его интересов уже создана законодательная база. По городскому управлению образования Мингорисполкома действует специальный приказ, запрещающий насильственный сбор денег в школах, и все администрации, все родительские комитеты прекрасно об этом знают. Так что, если вас продолжают "доить", значит, просто хотят сыграть на вашем неведении.

К счастью, найти компромисс между собственными потребностями и родительскими возможностями сегодня удается все-таки большинству учебных заведений. Например, обычная школа в Партизанском районе города Минска если и собирает деньги на ремонт, то в пределах 600 - 1.000 рублей, причем сумма взимается не со школьника, а с семьи, стало быть, многодетная семья платит единожды. Согласитесь, цифра эта вполне приемлемая. Но если даже она кажется кому-то запредельной, никто родителей не неволит сдавать деньги. О том же, куда они расходуются, директор отчитывается перед учителями, а те, в свою очередь, - перед родителями, хотя речь идет иногда о таких незначительных операциях, как простая покраска подоконников. Подобная щепетильность кажется старомодной, однако она греет родительскую душу куда больше, чем чисто внешняя забота о детях типа жалюзи на окнах в классах или одноместных парт. Как сказал один растроганный папа: "Сразу хочется вызвать мастеров и починить все за свой счет. В благодарность за человеческое отношение..."

И все-таки не надо обольщаться: если идея родительского оброка будет развиваться в том же духе, вскоре бесплатное образование может перейти в разряд мифов. Как это происходит в России и Украине, где доля общественного (читай: родительского) финансирования достигает в школах 30 процентов.

Сегодня никто из родителей не возражает, что школе нужны компьютерные классы, новые методики, квалифицированные кадры, достойная зарплата учителям. Но государство в состоянии гарантировать лишь образовательный минимум. А как поднять планку этого минимума - забота педагогических коллективов и самих родителей. Значит, спонсорские поступления останутся фактом школьной жизни. Другой вопрос, можно ли избавиться от таких извращенных их форм, как родительский оброк? Свою роль в этом конфликте интересов способна сыграть третья школьная власть - общественный попечительский совет, который бы заменил пресловутый родительский комитет и взял на себя все экономические, изначально несвойственные школе, хлопоты. Именно на институт попечительства делают ставку в союзной России, где под него разработана и теоретическая база, и модель школьного самоуправления. Самое время создать и у нас в республике институт попечительства, куда бы вошли учителя, родители, ученики. Эти советы освободили бы директоров школ от хозяйственной деятельности. По-настоящему помогли бы школе и детям. Но для того, чтобы они появились, нужно "добро" Министерства образования. Самое время его дать!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter