Добровольно возмещают долги государству за содержание детей лишь 552 обязанных лица

Родительский долг. Сумма прописью

Добровольно возмещают долги государству за содержание детей лишь 552 человека среди всех обязанных
Родительский долг — в традиционном понимании — это святая обязанность достойно содержать и воспитывать своих детей. А если у некоторых ничего святого в принципе нет? Или они серьезно преступили закон? Тогда их обязанности берет на себя государство. А родительский долг превращается в цифры. При этом одни мамы и папы, сгорая от стыда, стремятся по счетам расплатиться, ошибки исправить и поскорее вернуть чад себе. Другие же на долги плюют. Даже не пытаясь подняться с самого дна социальной ямы, где однажды оказались или, хуже того, родились... И единственное, что нарушает их бесстыдный покой, — официальное напоминание о долгах. К судебным исполнителям и сотрудникам РУВД Московского района Минска присоединились корреспонденты «СБ».

Познакомиться со всеми должниками района из категории обязанных лиц за один день даже теоретически немыслимо: их 369 человек. Однако «закрепленный» за ними судебный исполнитель Алена Барейко расскажет о каждом без «шпаргалки»:

— Проблемных подопечных, кто не является сам, я должна навестить по месту жительства как минимум раз в месяц.

Хотя есть ситуации, объясняет судебный исполнитель, когда объективно предпринять вообще нечего. Например, должник номер один в «топе» самых крупных — 44–летняя Светлана Неделько, которая с декабря отбывает наказание в исправительной колонии. За содержание шестерых детей она задолжала уже более 41 тысячи новых белорусских рублей! А если учесть возраст и перспективы мамаши, то напрашивается вопрос: а сможет ли Светлана вообще когда–нибудь расплатиться по счетам?


Из этой квартиры с нами уехал холодильник и «стиралка», – так заключенная Ирина Фазылова начала рассчитываться за содержание сына Алихана

Увы, не всегда у Алены получается отправиться в рейд по заведомо злачным адресам в надежной компании старших инспекторов ИДН Сергея Хомы и Александра Кореневского. Например, неделю назад 4–комнатная квартира дома № 123 по улице Есенина, куда мы отправились первым делом, просто гудела, уточняет майор милиции Хома:

— Здесь целая династия должников: мать, отец и их старшая дочь. Так вот старшую хозяйку мы тогда забрали с собой с 3,03 промилле алкоголя в крови, а младшую — с 3,67 промилле... А ведь все трудоустроены! При этом никакие меры принуждения — в частности, привлечение к административной ответственности по статье 9.27 КоАП за уклонение от работы — на них практически не действуют. Особенно на женщин. Разыщешь, разбудишь, отведешь на рабочее место под конвоем — тогда есть толк! Иногда «прививки» хватает на несколько дней, а порой и на месяц. Но потом снова за старое... В общем, каждый день наши телефоны разрываются от звонков нанимателей. Но у милиции, кроме как бегать за прогульщиками, есть и другие задачи...

Между тем у 50–летней Тамары Бритовой и ее сожителя Михаила один долг на двоих — более 7,5 тысячи рублей — за содержание аж семерых детей. Впрочем, двое из них давно выросли и... продолжают «традицию». За их 30–летней дочерью, Людмилой Дулуб, встретившей нас на пороге, уже тянется долговой хвост более чем на 6,5 тысячи. Примечательно: ни Тамара, ни Людмила и понятия не имели о суммах своего долга. Когда Алена Барейко их озвучила, искренне удивились. Но тут же бойко заверили, что у них сегодня выходной...

Вообще, система принудительного исполнения использует все возможные способы, чтобы взыскать хоть какие–то суммы у столь ненадежного контингента. Иногда должников переселяют из просторных квартир в скромные комнатки с общей кухней, а уж их хоромы сдают в аренду. Но это реально, если в квартире, кроме обязанных лиц, никто больше не зарегистрирован.


Узнав суммы своего долга, Тамара и Людмила запечалились. Но, увы, ненадолго...

Следующий адрес — на проспекте Газеты «Звязда». Исполнительное производство в отношении 20–летней Надежды Безручки год назад временно приостановлено в связи с рождением у нее второго ребенка, уточняет Алена:

— Хотя по закону мы имеем право взыскивать средства даже с детских пособий. Принимая решение этого не делать, в очередной раз даем нерадивой мамаше шанс одуматься. Как он используется? Становится понятно, когда мы ее навещаем...

На пороге нарисовался целый букет агрессивно настроенных девиц с крохами на руках. И если гостившие у Надежды подружки — тоже, по словам Хомы, первые кандидатки на зачисление в ряды обязанных — хотя бы накинули на себя халатики, то Надежда так и осталась красоваться в нижнем белье:

— Что надо? Я — в декретном отпуске, поэтому давайте–ка до свидания... — и торжественно подняла с грязного пола свою годовалую дочь.

Градус самомнения пришлось понизить. Судебный исполнитель напомнила, что исполнительное производство может возобновиться в любой момент и что сумма, которую государство уже потратило на содержание ее 5–летнего Сережи, перевалила за 3,5 тысячи. Мы заглянули в холодильник: картина более чем удручающая. Как же Надежда распоряжается государственным пособием на малютку?

— На прошлой неделе я встретил Надежду в универсаме, закупавшую в шумной компании водку и пиво в большом количестве... — Сергей Хома окончательно сбил спесь с подопечной, предупредив, что еще один подобный сюжет — и Надежда лишится и дочери...


Очередной кавалер обязанных мамаш бросил трапезу и спрятался на балконе

Двигаемся в частный дом на улицу Вавилова, чтобы призвать к ответу 40–летнюю Наталью Божко — ее долг за содержание троих детей уже приближается к 20 тысячам рублей. В прошлый раз, чтобы пообщаться с должницей, пришлось бегать за ней по бурьяну вокруг дома. Однажды обязанную милиционеры нашли в коробке из–под телевизора — искали, потому что точно знали: дома. На этот раз запертая хата отвечала гробовым молчанием... На следующий день после рейда инспектора сообщили, что, оказывается, хозяйка наблюдала за нами из укрытия:

— Сегодня отправляем ее в ЛТП. Наталью на работе в ЖЭУ–11 с марта не видели...

К слову, в лечебно–трудовой профилакторий обязанная публика делегируется на год. От алкогольной зависимости там еще никто не вылечивался, замечают милиционеры, зато благополучно женятся и снова беременеют... Какие суммы по долгам удается закрыть пребывающим в ЛТП? Увы, в казну поступает меньше рубля в месяц, разводит руками Алена Барейко.


Пробраться к шалашу за кольцевой было непросто...


...А в это время обязанная Наталья Божко наблюдала за нами из укрытия

Последний адресок в рейде был самым любопытным: шалаш в кустах за кольцевой. Там круглый год — и уже далеко не первый — в компании бродяг обитает 53–летняя Светлана Гизюк. Спит на грязных матрасах, притянутых с помоек, оттуда же посуда в импровизированной полевой кухне. О недавнем утреннем застолье свидетельствовали остатки какой–то жуткой баланды в кастрюлях и тлеющий костер, о вечернем — пустые бутылочки из–под «ламивита»...

— Это аптечный раствор, одно из последних «изобретений» деградировавшего контингента. В смеси с дешевым вином «выключает» на неделю... — поясняет Александр Кореневский.


На этой импровизированной кухне круглый год хозяйничает Светлана Гизюк

Жертва зелья, впрочем, лежала неподалеку — теперь уже подобие человека так и не смогло проснуться, чтобы рассказать, куда же ушла должница Светлана.

— А я уверена, что она на работе! — неожиданно выдала Алена. — За Светланой Леонидовной нет и копейки задолженности за содержание 15–летнего Павла. Более того, в ЖЭУ–2, где она трудится уборщицей, она на очень хорошем счету — ни одного прогула. И множество благодарностей от жильцов за отличную уборку подъезда...


КОММЕНТАРИЙ

Начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Андрей Авдеев:

— Сейчас в стране 20.928 обязанных лиц. В добровольном порядке возмещают долги государству за содержание детей сегодня лишь 552 человека — это примерно каждый 38–й, то есть мизер. При этом 522 должника–родителя сегодня числятся в розыске. 556 обязанных в этом полугодии усугубили ситуацию настолько, что понесли ответственность по 174–й статье УК. Отсюда и столь внушительная цифра, отражающая общую сумму так называемого родительского долга — почти 72,6 миллиона рублей! Масса примеров, когда удержания в счет погашения долга производятся уже из пенсий, что априори подразумевает невозможность уклониться от обязательств. Однако образ жизни представителей этой категории населения слишком часто выходит за рамки приличий и граничит с криминалом, поэтому есть большой риск, что долг перед страной они попросту унесут с собой в могилу или же будут освобождены от него вследствие тяжелой болезни. Как это произошло, к примеру, в 499 случаях с начала года.

Несмотря на все усилия сотрудников подразделений принудительного исполнения, процент взыскания с начала года несколько снизился и составляет 63,7. Даже ужесточение административной ответственности по статье 9.27 КоАП за уклонение обязанного лица от работы пока, увы, не позволило кардинально изменить ситуацию. Ведь на фоне общей характерной для «обязанных лиц» тенденции наплевательского отношения к обязательствам еще и растут суммы пособий на содержание детей. Плюс проблема с трудоустройством: если раньше вакансий дворников, уборщиков и т.д. имелось в достатке, то сейчас, что таить, найти работу для неквалифицированного и ненадежного контингента очень сложно.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 145 (25027). Суббота, 30 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter