Родительский долг — воспитать и творчески обогатить ребенка, сформировать лучшие качества гражданина
Сделав такой вывод, участники областного родительского собрания, впервые проведенного в столичной области в конце прошлого года, Америк, разумеется, не открыли. Но проблему заострили вовремя.
Мы долгие годы уповали в первую очередь на школу, общественность, государство, и немало родителей посчитали необязательным свое прямое участие в воспитании детей. Государство же эти обязательства и в советское, и в постперестроечное время выполняет добросовестно.
И пример Минщины здесь особо показателен. Для обеспечения права детей на доступное бесплатное дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое образование в области функционируют 706 дошкольных учреждений, 709 общеобразовательных школ, 25 профессионально-технических училищ. В них обучается 240 тысяч учащихся.
Содержание такой огромной системы требует и немалых затрат. Если в 2001 году на образование было направлено 146 млрд. рублей бюджетных средств, то в 2006 году — более 600 миллиардов. В прошлом году на нужды образования отчислено 32,2 процента бюджета области, что на 12 процентов больше, чем в 2005-м.
Через образовательную систему формируется и здоровый образ жизни школьников. Сохранению и укреплению здоровья детей способствует ежегодное оздоровление. Летом в различных лагерях области отдохнули свыше 80 тысяч ребят.
А вот роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей, считает начальник управления образования облисполкома Таиса Данилевич, неправомерно ослаблена. Подтверждением тому – распространяющееся социальное сиротство. Сегодня в области — 8 школ-интернатов, 6 детских домов, 25 социальных приютов, 11 социально-педагогических центров. Из 1656 детей-сирот, воспитывающихся в этих учреждениях, 85 процентов стали сиротами при живых родителях!
Потому на Минщине все большее распространение получает устройство детей в новую семью. В настоящее время в области 1273 ребенка обрели новых мам и пап, под опекой и попечительством находятся 1950, в приемных семьях воспитываются 1036 детей.
В Вилейском районе, к слову, семья Светланы Владимировны и Александра Николаевича Чикмизовых, имеющая пятерых своих и принявшая четверых детей-сирот, стала показательным примером для многих. Подвижнический труд таких родителей заслуживает самой высокой похвалы.
Изучение историй неблагополучных семей, а ими в области признано 6 тысяч, в которых проживают 11 тысяч детей, показывает, что, как правило, в прошлом один или оба родителя также воспитывались в трудных семьях, детских домах или школах-интернатах. То есть возникает своеобразная цепочка к последующему неблагополучию. И ее нужно разрывать.
Со стороны госорганов постоянно оказывается помощь малообеспеченным семьям в воспитании детей. Это в определенной мере способствует и предупреждению социального сиротства. В 2005 году назначены и выплачены пособия 80 тысячам детей на сумму около 55 млрд. рублей, в прошлом – еще больше.
Реализуются также межведомственные комплексные программы по профилактике правонарушений, безнадзорности, вредных привычек у школьников. В то же время родительские комитеты еще слабо вовлекаются в профилактическую работу. Хотя в уставах школ их компетенция значительно расширена, равно как и советов школ, попечительских советов.
При подготовке областного родительского собрания был проведен социологический опрос на тему взаимоотношений родителей и детей. Ребята с гордостью отметили такие достоинства родителей, как честность, трудолюбие, гостеприимство, доброта, и жаловались на равнодушие к их интересам, дефицит общения, скупость в проявлении чувств.