Родился случайно, умер неожиданно

Быть счастливым мужчиной в нашем обществе почти невозможно

Сгорели на работе
Заместитель декана экономического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова Владимир Эченикэ считает одессита М.Жванецкого одним из самых глубоких стихийных социологов конца ХХ – начала ХХ1 века. В качестве доказательства он цитирует рассказ «Демографический взрыв», написанный Жванецким в то безмятежное время, когда рождаемость во всех уголках СССР уверенно и стабильно превышала смертность.
«Что делается! Мой дядька поехал на свадьбу в Мелитополь и умер…
Тесть вошел в трамвай и умер.
Знакомый зашел в кино, сел в пятый ряд и не встал.
…А забеременела в указанный период одна женщина, но родители уговорили ее сделать аборт, чтобы могла окончить школу».
– Высокая внезапная, или преждевременная, смертность была в советское время и остается сейчас у нас одной из главных характеристик демографической ситуации, – излагает наблюдения Жванецкого научным штилем Владимир Эченикэ. – Умирают внезапно, как правило, люди трудоспособного возраста – от 20 до 60 лет.
Еще одна подмеченная сатириком и подтвержденная статистикой тенденция – смертность мужчин выше, чем женщин, в большинстве стран мира, но практически нигде нет такого большого разрыва в показателях, как в России и Беларуси. Социологи вывели закономерность: если считать умерших в трудоспособном возрасте, соотношение мужчин и женщин составляет 5 к 1. Примерно такая же пропорция характерна для Беларуси.
В 2004 году эксперты ООН составили красноречивую таблицу, спрогнозировав вероятность умереть в интервале возрастов от 15 до 60 лет для мужчин из разных стран мира. Первое место в черном списке заняла раздираемая войнами Зимбабве – из 1000 ее мужчин 857 не доживут до 60. Россия в этом списке на отнюдь не почетном 27-м месте, между Мали и Гвинея-Бисау. 485 из 1000 российских мужчин никогда не разменяют седьмой десяток лет. Такой уровень преждевременной смертности характерен разве что для воюющих стран и умирающей от СПИДа Африки.
     
Постоянный стресс
С кем воюют и во имя чего умирают раньше срока наши мужчины?
Статистика утверждает, что для белорусских и российских мужчин опасность умереть от несчастного случая, автокатастрофы, случайного отравления, убийства и самоубийства в 3–5 раз выше, чем в странах Евросоюза. Причем наши уходят молодыми: средний возраст смерти от несчастного случая – 42,9 года, от отравления – 45,2, в автоавариях гибнут люди не старше 40. Европейские мужчины умирают по этим причинам не только реже, но и на 10–15 лет позже.
Для наших в 17 раз выше, чем для мужчин из стран Евросоюза, вероятность умереть от туберкулеза, почти в полтора раза – от болезней органов кровообращения. Правда, в ЕС мужчины чаще умирают от новообразований. Но средний возраст смерти от рака объясняет причину нашей красивой статистики: у нас это 64,4 года, в Западной Европе – 72,6. Наши до европейского «возраста рака» просто не доживают.
По мнению белорусского семейного психолога Ольги Андреевой, огромное большинство наших мужчин живут в постоянном стрессе. Бизнесмены опасаются произвола чиновников и столкновения с криминалом. Чиновники боятся за свою карьеру. Рабочие тоже в группе риска, потому что не способны содержать на зарплату семью, а это больно ранит их самолюбие и вызывает упреки жен. Быть счастливым мужчиной в нашем обществе почти невозможно.
     
Снимай шинель, пойдем домой!
– Кроме гендерных стереотипов мужчин губят культуральные? – говорит Ольга Андреева. – Как в представлении большинства выглядит «настоящий мужчина»?
Правильно: небрит, немыт, могуч, дремуч. А если чуть-чуть ухожен, как-то сами собой возникают мысли о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Традиционная мужественность предполагает, что мужчина здоров по определению. Поэтому без серьезных, на уровне инфаркта, проблем мужчина в поликлинику не пойдет. И бесполезно ему зудеть о ежегодной диспансеризации и необходимости сдать кровь на сахар и холестерин. Ранние, а значит, излечимые стадии заболеваний мужчины пропускают.
Ответственное отношение к своему здоровью предполагает здоровый образ жизни. А у нас спортом занимаются только образованные и состоятельные люди. Большинство курят, ленятся вставать по утрам на пробежку и ведут себя за рулем «жигуленка» так безнаказанно, словно едут в танке. Одного знакомого Ольги Андреевой, который долгое время жил в Швейцарии, по возвращении в Беларусь нашел штраф – за превышение скорости на 1 км. Тамошние сыщики не поленились обратиться в Интерпол, чтобы убедить еще одного водителя: за нарушением правил неотвратимо следует наказание.
По количеству выпитого на душу населения алкоголя, выкуренных сигарет, съеденных животных жиров и углеводов мы давно в мировых лидерах. Теснимся в перенаселенных квартирах, грубим друг другу на улице и в транспорте, а вечерами смотрим по телевизору кровавые новости. Есть версия, что наши мужчины не умирают преждевременно, а стареют ускоренными темпами: по уровню здоровья «наш» 30-летний мужчина соответствует «их» 40-летнему.
Демографические проблемы в обыденном сознании прочно ассоциируются с другим устойчивым словосочетанием – «повышать рождаемость».
По этому поводу у Владимира Эченикэ есть еще одна цитата из Жванецкого: «…и если мы говорим о росте населения, то хотелось бы, чтоб не только за счет увеличения рождаемости в Азии благодаря отсутствию тех же медикаментов, но и за счет продолжаемости безболезненной жизни рода человеческого…»

Версия
Почему мужчины живут меньше женщин? С точки зрения эволюции они становятся слишком старыми и начиная с определенного возраста оказываются просто бесполезными для моногамного общества. При этом бабушки нужны всегда: они растят более здоровых внуков.
Эта циничная, но тоже имеющая под собой научную основу версия принадлежит финской исследовательнице Мирке Ладенперэ и ее коллегам из Университета Турку в Финляндии.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter