Развитие роботов может стать одной из причин безработицы в ближайшем будущем

Роботы наступают

Человек постепенно проигрывает рынок труда умным машинам. По оценкам специалистов, например, в США автоматизация может коснуться от 14% до 54% рабочих мест уже в ближайшие 20 лет. И такая тенденция будет по всему миру. Как сохранить человеку рабочее место в гонке роботов?

Фото Рейтер

Древний праздник Купалье. Александрия, Шкловский район. Песни, которым тысячи лет, очищающие костры. В этом антураже презентован первый белорусский ИT-трактор — разработка Минского тракторного завода. Аналогов на постсоветском пространстве пока нет. По сценарию, тракторист может задать специальную программу, и трактор, связавшись со спутником, сам начнет пахать, удобрять или засевать поле. Belarus 4522 разработали два года назад. Перспективы — колоссальные. Поля, на которых работают роботы! Человек-оператор с ноутбука управляет колоннами тракторов, комбайнов, зерносушильными комплексами, МТФ. Люди в основном выполняют функции контроля и ремонта. В свете сокращения сельского населения это панацея, позволяющая иметь экономически эффективное сельское хозяйство и высокие заработки для аграриев. 

Роботы постепенно проникают во все сферы экономики, рассказывает бывший инженер-физик, а теперь бизнесмен Николай Короленко: 

— Когда говорят “роботы”, чаще всего всплывает картинка из “Звездных войн”, где все чинят дроиды. На самом деле все намного проще. Мне не очень нравится слово “роботизация”, скорее надо говорить об автоматизации от станков до обслуживающих сервисов, и она идет уже давно. Например, почти 20 лет назад на предприятии “Гомсельмаш” закупили две лазерные линии для резки металла, они заменили два кузнечных цеха! Чем не роботы? Сегодня без роботизированного оборудования невозможно представить современные предприятия. Например, программы по разливу металла или сварки каркаса автомобиля. Еще шаг — и мы в мире промышленных 3D-принтеров. Сегодня многие ИT-компании пишут программы по оптимизации процессов производства. Банальный пример: раньше бухгалтерией занималось 10 бухгалтеров, теперь 3 — автоматизация. Формально не робот, но программа заменила человеческий труд. Это происходит повсеместно, чем более развитая экономика, тем более она автоматизирована. И наоборот. 

А как же люди? Где им работать? Ведь для нормального развития компании такой показатель, как занятость, не может превалировать над экономической эффективностью. Например, роботы, которые занимаются транспортировкой заказов на складах логистической компании Amazon, оказались в 4-5 раз эффективнее сотрудников. Те операции, на которые человек тратит 60—75 минут, робот выполняет за 15. Это позволило снизить операционные расходы каждого склада примерно на 20 процентов (22 миллиона долларов). Если Аmazon задействует роботов на всех 110 складах, они позволят компании сэкономить около 2,5 миллиарда долларов в год. Несмотря на то, что установка роботов в каждом складе обойдется в 15-20 миллионов долларов, единовременная экономия составит около 800 миллионов. Более того, на складах, где задействованы роботы, можно разместить на 50 процентов больше товаров по сравнению с теми, где трудятся люди. 

Чтобы не было серьезных сокращений в будущем, уже сегодня надо начинать перестройку в работе с персоналом с оглядкой на автоматизацию процессов, рассказывает HR-менеджер Наталья Богданович:

— Чтобы понять, как перестраивается работа человека в процессе развития технологий, представим производство доски. Сначала ручными пилами пилили бревна, потом на электрических станках, в итоге станки стали программированные. Какие функции остались у человека: контроль, ремонт и разработка. Вся рутина — от шлифовки деталей до “перекладывания бумажек” — будет автоматизирована. Человеку останется креативность, все, где необходим элемент развития. Пока не будет создан искусственный интеллект, способный творить так же разнопланово, как человек. Это далекое будущее. На ближайшие 50—100 лет мы — главные творцы. Поэтому, выбирая будущую профессию ребенку или переобучаясь, имейте в виду, не тратьте время на специальности, которые скоро отберут роботы. Это может произойти очень быстро.
Европейские эксперты изучили последствия роботизации промышленности шести развитых стран: Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Испании и Франции. Согласно их выводам один новый робот на 1 тысячу сотрудников в среднем сокращает долю занятости на 0,16—0,20%
На это должны быть ориентированы не только мысли людей, но и государственные программы обучения. Одно направление — это специалисты в области робототехники и автоматизации. Интересный факт: в Беларуси за три последних года количество школьников, занимающихся робототехникой, выросло в 2,5 раза. В стране почти 300 объединений, где программируют и создают роботов. Происходят изменения и в высшем образовании. Декан физического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Дмитрий Коваленко поясняет, что сегодня образование подстраивается под будущих студентов и запросы современной экономики:

— Мы теперь готовим специалистов по электронным и компьютерным системам безопасности, способных настраивать и устанавливать такие системы в банках, заводах, учреждениях. Специальность “Программируемые мобильные системы” выпускает инженеров по работе с роботизированными устройствами и популярными гаджетами. Компьютерная физика готовит специалистов, без которых невозможно представить научные исследования на строящейся атомной станции. Важно, что новые специальности популярны у школьников и востребованы на рынке труда. 

Такие специалисты — это будущая элита. Но сколько они составят процентов на рынке труда — 10, 20, 30? Что делать с остальными? Все пойдут в контролеры и ремонтники? Или человек будет протестовать против засилья роботов? На первом этапе столкновения между машинами и человеком неизбежны, уверен историк Александр Помозов:

— Как только из-за автоматизации производства безработица в различных странах достигнет критических показателей, начнутся “погромы роботов”. Человечество это уже проходило. В начале ХIX века в Англии были такие “луддиты” — участники стихийных протестов против внедрения машинного труда. Они врывались на фабрики и громили станки. С ними пришлось жестко разбираться правительству. Это была реакция на первую технологическую революцию. Теперь мы живем в эпоху нанотехнологий, это так называемый VI технологический уклад. Если 200 лет назад сокращался ручной труд, то сейчас — человеческий. Однако все эти столкновения утрясутся, и правительства различных стран ждет новая проблема. При эффективной экономике появится огромное число не задействованного в ней населения. Ведь не все будут программистами и инженерами. Как итог, для поддержания жизненного уровня населения будут выплачиваться различные пособия, открываться социальные рабочие места. 

Цикл развития уже не остановить, несмотря на все “опасные предсказания”. Кто не автоматизирует и не роботизирует свою экономику, останется за бортом нормальной жизни и будет только мечтать о новых рабочих местах, пособиях и прочих излишках богатого мира. Мы и сегодня можем наблюдать потоки беженцев из стран, где отсутствует промышленность даже уровня первой половины ХХ века. Поэтому пока Беларуси важно “запрыгнуть” в уходящий поезд экономики нового поколения, а уже потом разбираться с роботами. 

Будущее рядом

Профессии, в которых роботы в ближайшем будущем заменят человека: водители, кондукторы, рабочие конвейеров, охранники, продавцы и кассиры, консультанты, бухгалтеры, финансовые сотрудники, переводчики, экскурсоводы, строители, турагенты, космонавты, почтальоны и курьеры, фармацевты, фитнес-тренеры.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter