Источник: Знамя юности
Знамя юности

Робомобили, робофутболисты и лазерный гравер. На турнире по робототехнике Roboques в Гомеле соревновались более 100 команд

Роботы на футбольном поле

Более 100 команд приняли участие в четвертом Гомельском областном турнире по робототехнике Roboques. В этом году турнир стал открытым, приехали команды из Минска и Минской, Брестской и Могилевской областей – свыше 200 юных программистов в возрасте от 6 до 17 лет. Хотя по знаниям в сфере робототехники их сравнивают со студентами вузов.

  

И погрузчики, и марсоходы

Здесь все по-настоящему. Роботы перетаскивают грузы, играют в футбол, ориентируются в тоннелях. Это пригодится будущим инженерам в современном роботизированном IT-мире. Шестиклассник Дмитрий Цитриков и девятиклассник Станислав Марковцев из клуба «Аксиома» в паре управляют роботами на футбольном поле. Эмоций не меньше, чем в классическом футболе. Машины переворачиваются, теряют мяч, мажут, а нервничают люди. Ребята почти синхронно рассказывают о планах:

– Конечно, будем программистами. Это возможность моделировать реальность. Вариантов очень много, от роботизированных производств до игровой индустрии. Еще лет десять, и роботы будут кругом. Мы сегодня занимаемся тем, что уже завтра обеспечит нам интересную профессию и неплохую зарплату.



Даже для самых маленьких взрослые задачи – пройти по заданному маршруту, забрать кубик определенного цвета и перевезти его в нужную точку – одно из базовых заданий в робототехнике. По такой схеме уже работают тысячи беспилотных погрузчиков мировой торговой компании Amazon. Аналогичные задания выполняют белорусские школьники, их роботы от промышленных отличаются только размерами. Под новые реалии подстраивается и высшее образование. Например, физический факультет Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины уже несколько лет производит «перезагрузку» специальностей. Теперь готовят специалистов по электронным системам безопасности, способных настраивать и устанавливать такие системы в банках и учреждениях. Выпускники специальности «программируемые мобильные системы» смогут работать с популярными смартфонами, планшетами и роботами. Эдуард Туманский, который осваивает эту специальность на выпускном курсе, на турнире представляет стенд вуза, «охотится» за юными талантами:

– Это наши потенциальные студенты, они уже влюблены в профессию, их не надо вводить в предмет. В кружках технического творчества вырастает новое поколение талантливых инженеров.


Дорога в облака

Робототехника – один из самых популярных технических кружков. Из книжек и фильмов роботы перебрались в центры технического творчества, которые стали базой кадров не только для новой роботизированной промышленности, но и таких направлений, к примеру, как облачная робототехника. Умный дом, беспилотный автомобиль или роботизированный переводчик… Все эти возможности – следующий шаг в карьере, а пока юные гении делают фантастические вещи, сами конструируют роботов.



Для турнира воспитанник Гомельского областного центра технического творчества Никита Махов собрал робота Немо, задача которого – ездить по кольцевой трассе с огороженной стеной. Робот «видит» стену с помощью датчиков и отталкивается от нее, продолжая движение по маршруту. Это уже пятый робот Никиты:

– Мир науки очень затягивает, начинаешь с малого – сбора электрической цепи, но с каждым годом тебе открываются новые тайны, приходится решать интересные задачи. В будущем мечтаю заниматься проблемой передачи энергии на расстоянии, продолжать дело знаменитого Николы Теслы.

Собрать лазерный гравер? Запросто!

Степская базовая школа Жлобинского района, где учатся всего 42 ученика, приехала на турнир со своим стендом. Ученица 9-го класса Вероника Воробьева представляет собранный вручную лазерный гравер:

– Мы заказали детали, собрали лазер, научились его программировать в векторных редакторах: задавать нужные параметры и изображения, которые выжигаем на дереве, стекле, коже. Для школы делаем сувениры и таблички. Раньше такое приспособление видели только на научных телеканалах.



Ведется большая работа «переформатирования» дополнительного технического образования. Сегодня робототехника, радиоэлектроника, IT-технологии сливаются в единые образовательные программы. Ученик должен пройти все ступеньки этого развития, чтобы он не только мог играть с роботами, но и паять микросхемы, написать для своего проекта программное обеспечение. Эти школьники уже осваивают вузовскую программу, рассказывает директор Гомельского областного центра технического творчества Наталья Олейник:

– Сегодня робототехника – лишь часть большой программы дополнительного технического образования. Наши воспитанники, как и большинство участников турнира, учатся создавать роботов, программировать их, придумывать новые задачи. Фактически они уже получают профессию, только без диплома. Это большой успех.



КСТАТИ

В Гомельской области техническим творчеством занимается более 3000 детей. Сделан интересный шаг – роботы вышли за пределы шести центров техтворчества и просто кружков. Например, в Жлобинском районе робототехника уже два года есть в каждой школе.

galkovsky@sb.by,

Фото Татьяны КАВЕРИНОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter