Роботы и дети

Роботы возродили детский интерес к техническим кружкам

Еще 20 — 30 лет назад кружки технического творчества были центрами, объединяющими талантливых детей. Создать авиамодель, собрать радиоприемник, выпилить полку или выучить азбуку Морзе — увлечение, достойное уважения. Однако 90–е годы, когда быть бизнесменом стало престижнее, чем инженером, казалось, бесповоротно погубят мир юных техников. Но вот приятная тенденция последних лет: в стране опять растет интерес к кружкам технического творчества. Еще недавно заброшенные микросхемы и паяльники сегодня ребята вновь с интересом берут в руки. Преподаватели говорят о новом техническом буме среди детей. И причина тому — роботы.


— Итак, дети, собираем своего робота, — начинает занятие преподаватель Гомельского областного центра технического творчества Андрей Макеенко.

Первый шаг простой: лего–робота с встроенной микросхемой соберет и дошкольник. Внешне он может напоминать слона, машину, терминатора. Потом начинается написание программы, чтобы заставить поделку исполнять команды, рассказывает преподаватель:

— Это же чудо — не только для ребенка, но и для взрослого. Ты написал команды на ноутбуке, и твоя собранная машина поехала. Мы изучаем робототехнику на трех уровнях: от начального — первоклассники, до продвинутого — выпускники школ. Важно понять, что роботы — это не только ходячие игрушки. Это — станки, системы контроля, производственные 3D–принтеры. Начиная с игры, мы постепенно выращиваем современного инженера, который в вузе уже не будет зубрить, а станет заниматься научной работой.

Робототехника — самый популярный технический кружок страны. Из книжек и фильмов роботы уже перебрались в центры технического творчества. Это настоящее спасение для всего внешкольного образования, связанного с техникой, признается директор Гомельского областного центра технического творчества Наталья Олейник:

— Еще с советских времен у нас осталась отличная наработанная система технических кружков для выявления талантливых детей и фактически подготовки будущей инженерной элиты. Но на протяжении последней четверти века быть инженером считалось немодным. Буквально в последние годы с развитием программирования, роботизации различных отраслей жизни современные инженеры–программисты стали востребованы, популярны, они хорошо зарабатывают. Поэтому родители массово ринулись записывать детей в кружки, связанные с современными технологиями. Мы пошли дальше и «переформатировали» наш центр. Сегодня робототехника, радиоэлектроника, IT– технологии — все завязано. Наш ученик должен пройти все ступеньки этого развития, чтобы он не только мог играть с роботами, но и спаять микросхемы в единое целое, написать для своего проекта программное обеспечение.


Статистика показывает: как только кружки по радиоэлектронике срастили с модными направлениями программирования и робототехники, поработать с паяльником выстроилась очередь из желающих. Дети хотят делать роботов и писать компьютерные игры, а родители видят в них юных программистов с обеспеченным будущим. На фоне такой картины некогда популярные направления технического творчества — судомоделирование, выжигание и резьба по дереву с трудом находят своих адептов. Новые времена — новые увлечения.

Но надо соответствовать вызовам нового поколения, рассуждает заведующий кафедрой общей физики Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины Евгений Шершнев:

— Два года назад мы переняли опыт коллег из Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. На нашем физическом факультете открылась специальность «Программируемые мобильные системы». Если говорить простым языком, студенты учатся писать программное обеспечение — от мобильных приложений до управления умными домами. Роботы — это уже не будущее, это — настоящее. Я сам вожу внука в кружок робототехники, потому что это уже часть современной жизни.

Возможно, пока и не заметно, но на фоне технологической революции общество переживает инженерный бум. Возникают вопросы: смогут ли экономика и промышленность переварить вал будущих программистов–роботостроителей? Возьмем к примеру Гомельскую область. Промышленный регион страны с крупными городами — Гомель, Мозырь, Жлобин, Речица, Светлогорск и достаточно развитым аграрным сектором. Однако пока здесь востребованы другие профессии, рассказывает заместитель начальника отдела анализа рынка труда и трудоустройства граждан Гомельского областного комитета по труду, занятости и социальной защите Алла Максименко:

— В регионе сегодня всего 4 вакансии программиста. Для сравнения, медработников требуется более полутысячи. Не хватает бетонщиков и арматурщиков, на селе — овощеводов и операторов машинного доения.


Эти цифры отражают и другую статистику. Зарплаты программистов в разы выше, чем у врачей и бетонщиков. Возможно, поэтому и вакансий меньше. Тем не менее предприятия модернизируются, автоматизируются, роботизируются. Уже даже многие доярки на ферме используют компьютер. Старые специальности исчезают, новые занимают их рабочие места. К тому же при правильном подходе у нашей страны есть хорошие возможности для развития технопарков, где крупные IT–корпорации будут открывать свои представительства, создаваться местные компании. Роботы уже шагают по стране, и ими управляют наши дети.

Мнение по поводу

Дети почти все свободное время проводят в компьютерных играх, в соцсетях, на интернет–порталах. Родителям важно понять, что такое погружение в виртуальность — не только развлечение, которое нужно дозировать, но и хороший ресурс знаний. Мы должны научить детей получать эти знания с помощью современных гаджетов, считает психолог Анна Тимошенко:

— Это и интерактивные уроки по различным предметам, и кружки технического творчества. У детей огромный потенциал творческой энергии, большинство из них не просто хотят играть по вечерам в «танки», как их папы, а вмешаться в процесс, создать свою игру. Свой робот–танк. Поэтому, чем больше образовательных новинок будет связано с современными технологиями, тем больший отклик они будут получать у детей.

В тему

В Гомельской области более 10 тысяч объединений по интересам, где занимаются свыше 200.000 детей и взрослых. На выбор — спортивные секции, технические кружки, песни, танцы, музыка, рукоделие, экология, лингвистика... И это далеко не полный список. Выбрать есть из чего, считает начальник отдела воспитательной и социальной работы управления образования Гомельского облисполкома Ирина Дробышевская:

— Объединения по интересам не стоит делить на популярные и не очень. Важно сохранить разнообразие. Ведь дети раскрывают свои таланты, и у них должен быть выбор на этом пути. Тем не менее надо развивать востребованные тенденции. Интересен пример Жлобинского района: местный отдел образования ввел робототехнику как факультатив в каждой школе. Это увеличит интерес детей не только к программированию, но и к математике, физике, может, и к химии.

sb_gomel@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 228 (25110). Суббота, 26 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости