Репортаж из операционной, где пациентов оперирует робот

Робот стал помощником хирурга

Приглушенный зеленый свет. Над пациентом на операционном столе не бригада врачей склонилась, а колдуют... руки робота. Картинка из далекого будущего? Вовсе нет: такие операции в Республиканском клиническом медицинском центре Управления делами Президента с недавних пор стали обычным делом. В феврале здесь впервые в истории белорусской медицины врачам ассистировал робот–хирург. Сегодня в клинике с помощью роботической системы удаляют уже злокачественные опухоли. Корреспонденты «СБ» побывали в операционной и понаблюдали, как работает этот удивительный тандем.



По сути, речь о лапароскопической операции (когда все манипуляции на внутренних органах проводятся через небольшие отверстия, без крупных разрезов). Подобные вмешательства длятся в среднем 4 — 6 часов, и хирург делает всю работу через узкие 5–миллиметровые трубки–троакары, в то время как его ассистент должен неподвижно удерживать камеру и фиксировать в одном положении необходимые ткани и органы. Теперь это все может делать робот, которым управляет хирург, сидя в удобном кресле. Плюсы очевидны: человеческий фактор здесь сведен к минимуму. И хотя рука опытного доктора никогда не дрогнет, все–таки робот сделает те же движения с ювелирной точностью, исключительной плавностью и без малейшей вибрации. Лишние воздействия на ткани настолько малы, что послеоперационных осложнений по сравнению с лапароскопией меньше в разы.

Высокие технологии управляют в операционной всем: светом, камерами, столом, подают стерильный воздух над операционной зоной. Заместитель главного врача по хирургии Юрий Слободин — один из двух белорусских врачей, которые освоили работу за умной машиной, — вводит нас в курс дела. У пациента — рак прямой кишки. Бригада медиков уже подготовила все необходимое для операции, и вот за дело берется Юрий Валерьевич. Опытным глазом быстро находит наилучшее место для установки роботических манипуляторов. Всего у робота 4 руки: две — это «руки» хирурга, одна — для видеокамеры, а четвертая может заменить врача–ассистента. В этой операции решено задействовать только 3 механических манипулятора. Несколько небольших надрезов на брюшной полости — и троакары на месте. Медсестры помогают зафиксировать робота в нужном положении, чтобы «руки» были расположены максимально близко к оперируемому участку, но в то же время не пересекались между собой инструментами. Сначала вводится камера. Хирурги стараются максимально освободить операционное поле, сдвигают часть кишечника вниз, чтобы у врача была возможность подобраться к опухоли. На это уходит около 10 минут. Дальше — дело за роботом.



Конечно, умная машина здесь ни в коем случае не заменяет врача. Механические руки становятся лишь продолжением его рук. Юрий Слободин устраивается в кресло неподалеку и руководит всем процессом. Несколько огромных мониторов висят над операционным столом, где работает бригада, у хирурга–оператора — свой, с 3D–изображением. Мы вслед за Юрием Валерьевичем надеваем специальные очки: картинка настолько реалистичная, что, кажется, видишь всю операцию вживую и прямо перед собой. Одно движение глаз — и камера перемещается за взглядом хирурга: не надо давать команды ассистенту, врач моментально получает нужную картинку. В руках у Юрия Слободина специальные рукоятки–джойстики, под ногами несколько педалей. Нажимает на одну из них — все, прибор включен, можно работать. В это время робот с точностью повторяет за врачом его движения. Юрий Валерьевич так и называет роботическую систему — «мои руки»:

— Привыкнуть было несложно. У нас большой опыт выполнения лапароскопических операций. Уже много лет таким же способом оперируем и опухоли. Так что за машиной освоился быстро. Те приборы, которые у меня сейчас в руках, выглядят точно так же, как и обычный лапароскопический инструмент. На руках у робота — уже настоящий.



Началась самая кропотливая часть работы — необходимо отделить и удалить слой тканей с лимфоузлами, куда опухоль может пустить метастазы. Работа тончайшая: в нескольких миллиметрах книзу — крупная артерия. (К слову, у робота есть 3 режима скорости, и если установлен нужный, как бы быстро врач в своем кресле ни двигал рукоятками, инструменты робота будут передвигаться только так, как было задано изначально.) Наконец, хирург подбирается к сосудам, которые снабжают кровью часть кишечника с опухолью. Чтобы ее удалить, сначала сосуды надо клепировать — надеть специальную клипсу–зажим. По команде хирурга ассистент вводит ее через троакар и устанавливает на нужном месте, затем вторую — и хирург рассекает вену.

Врач убирает ногу с педали — и робот замирает неподвижно. Медики уверяют, что даже землетрясение не сдвинет его с зафиксированной точки. Кстати, если во время операции робота что–то настораживает — резкое движение, положение инструмента, — он останавливается и сообщает о возможной проблеме врачу, «просит» поправить его руку или инструмент в случае чего. По словам Юрия Валерьевича, у пациентов за все время еще ни разу не было негативной реакции на робота. Максимум — интересуются, будет ли в операции принимать участие и сам врач. И как только выслушивают все преимущества такого хирургического вмешательства в подробностях, сразу соглашаются...



Медицинский робот у далекого от медицины человека ассоциируется, как правило, с одним названием — система «Да Винчи». Это предшественник комплекса, которым управляет Юрий Слободин. Он и сейчас активно используется по всему миру, но уступает по ряду параметров. Юрий Валерьевич демонстрирует преимущества новой машины: если взять щипцами ткань, то хирург, сидя в кресле вдалеке от операционного стола, будет чувствовать даже силу натяжения в своих роботических инструментах–джойстиках, тактильно ощущать, когда дотрагивается и упирается в стенки внутренних органов.

Спустя два часа робот добирается до самой опухоли. Дело осталось за малым — удалить пораженный участок. Его извлекут через небольшой разрез так, чтобы косметический эффект был максимальным. Через троакары врачи сшивают ткани, достают полые трубки... На все про все ушло 3,5 часа. А уже через 4 — 5 дней пациента будут готовить к выписке.

ФАКТЫ «СБ»

Первая операция с помощью робота в Беларуси прошла 6 февраля и длилась около 40 минут. Пациентке удалили желчный пузырь. Уже на вторые сутки она была выписана. Надо сказать, Беларусь — первая страна СНГ, которая обзавелась такой системой и так серьезно на ней работает. Наши врачи уже провели 36 самостоятельных операций с помощью робота, а в планах выйти на 250 — 300 в год. Недавно белорусские хирурги одними из первых в мире удалили злокачественную опухоль толстой кишки с помощью нового роботического комплекса.

КСТАТИ

С появлением нового робота в нашей стране начинается и эра роботической хирургии: на базе Республиканского клинического медицинского центра Управления делами Президента начинает работу Республиканский центр роботической и эндоскопической хирургии. Среди задач — не только выполнение оперативных вмешательств на современном уровне, но и распространение новых технологий среди других клиник, обучение современным хирургическим методам лечения.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter