Rнижный навигатор

Не для всех, но - деликатес Эдуард Дубянецкi.
Не для всех, но - деликатес

Эдуард Дубянецкi. Культуралогiя. Энцыклапедычны даведнiк. Мiнск, Беларуская энцыклапедыя, 2003.

Культурология - "спецыфiчная галiна сацыягуманiтарных веда›", честно говорится в предисловии. Специфическая - это правда, поскольку границы того, чем занимается сия наука, определены не более чем контуры предметов в импрессионизме, то есть откровенно расплывчаты. Поэтому в энциклопедии можно найти все - от "А капелла" до "Яхве". Всевозможные стили, течения и направления, исторические персоны и мифологические личности, народные праздники и произведения искусства, архетипы вроде "дом", "дерево", "крест", и термины вроде "релятивизм"... Пожалуй, самое интересное - что автор разъясняет термины, сравнительно недавно вошедшие в обиход. То есть можно найти сведения про Интернет, кич, инсталляцию и т.д. Интересна и белорусская фактура, когда рядом с Камю презентуется Кастусь Калиновский, а с Моцартом - Мулявин.



Лоренс Даррелл. Бунт Афродиты. Роман. Санкт-Петербург, "Азбука-классика", 2004.

Пребываю в раздумьях, читатель. "Бунт Афродиты" - первая часть дилогии. Читать продолжение или нет? Дело в том, что увлекательный сюжет, обещанный в аннотации, в тексте Лоренса Даррелла - явление вторичное, чуть ли не побочное. Налицо - некая всемогущая мафиозная организация, устраняющая непокорных, молодой изобретатель, "купленный" упомянутой организацией. Есть и любовь к проститутке, ставшей кинодивой, и любовь к богатой наследнице, оказавшейся "сдвинутой" наркоманкой; ярко обрисована компания жирующих интеллектуалов в стиле декаданса... Но повествование настолько перенасыщено аллюзиями, ассоциациями и другими игрушками для высоколобых, что интрига просто тонет. Вот где осуществляется принцип "стиль - это все". Впрочем, к реалистам Лоренса Даррелла, "постмодерниста и модерниста в одном лице", никто и не помышлял причислять. Он с выхода первой же книги стал писателем модным, читаемым, обсуждаемым... Представляю, как ему было обидно, что книги его младшего брата, натуралиста Джералда Даррелла, куда более популярны в массах. Кстати, Джералд довольно остро описывал братца Ларри и его литературное творчество. Но все же это искусство, где каждая фраза отточена, словно античный черепок волнами, где то и дело наталкиваешься на парадоксальное высказывание, острое, словно обломок раковины, торчащий из прибрежного песка...

Ведущая рубрики Людмила Рублевская
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter